Боевиков частной военной компании «Вагнер» задержали в Беларуси 29 июля. Группа из 33 человек «готовила массовые беспорядки». Лукашенко сообщил, что граждане России сознались, а госсекретарь Совета безопасности Андрей Равков заявил о возбуждении в отношении них уголовных дел по факту подготовки теракта.
Вчера 32 боевика Минск передал России.
В ходе президентской кампании Лукашенко последовательно формировал образ защитника беларусской государственности от враждебных внешних сил. Президенту было выгодно выглядеть неподконтрольным Москве лидером Беларуси. Арест группы боевиков логично дополнил картинку.
Однако слишком много вопросов осталось без ответов. В задержании, очевидно, присутствовал элемент постановки. За две недели многократно менялись версии произошедшего, цели нахождения «вагнеровцев» в «Беларусочке» и конечный пункт их назначения.
За два дня до выборов запустили версию о причастности спецслужб Украины к попаданию «вагнеровцев» в Беларусь. Материал в «Комсомольской правде» опубликовал военный журналист Александр Коц, а российские информационные каналы мгновенно распространили статью. Подтверждений не было, но это не помешало информационной операции. О «достоверности» материала свидетельствует то, что в 2014 году Александр Коц получил награду за «объективность освещения событий в Крыму».
8 августа посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев заявил, что ситуация с «вагнеровцами» была «масштабной аферой, в которую втянули россиян, и которая носила заказной характер».
«По замыслу организаторов — «из-за рубежа» — акция призвана нанести ущерб многогранному сотрудничеству, особым отношениям наших стран», — сказал Мезенцев.
В день выборов, 9 августа Лукашенко сообщил о том, что получил от Путина письмо, в котором изложены «все факты» относительно «вагнеровцев». Перед этим между ними состоялся также телефонный разговор.
После закрытия избирательных участков в Минске и других городах начались массовые протесты. Беларусы не поверили оглашенным ЦИК предварительным результатам, согласно которым 80% голосов получил Лукашенко. При подавлении протестов силовики применяли чрезвычайное насилие и задержали 7000 протестующих.
Реакцией на действия власти и силовиков стали заявления Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Германии. Они потребовали от беларусcкой власти прекратить жестокость и насилие в отношении мирных протестующих и начать диалог. Госсекретарь США Майкл Помпео пригрозил пересмотреть поставки нефти, а Джо Байден заявил о готовности добиваться того, чтобы голоса беларусов были услышаны.
Кремль в это время планомерно наращивал информационное давление на Беларусь и непосредственно на Лукашенко, чтобы усилить собственные позиции и углубить интеграцию с Россией. Главная цель Москвы — не дать беларусcкому протесту стать национальным, направленным против России или в сторону сближения с ЕС.
Российские СМИ начали раскручивать тезис о необходимости сохранения дружеских отношений с беларусским народом, чтобы “Союзное государство братских народов не было разрушено”. Протест беларусов, в изложении российских экспертных площадок, направлен против власти, у него нет антироссийской направленности, поэтому Россия должна поддержать народ Беларуси.
Одновременно, кремлевские медиаресурсы стали озвучивать месседж об угрозах суверенитету Беларуси, чтобы усилить давление и продемонстрировать готовность РФ к силовому решению ситуации. Кремль усилил активные мероприятия в Беларуси, чтобы осложнить отношения Минска с Западом и лишить Лукашенко поддержки европейских стран и США.
Лукашенко оказался в условиях надвигающихся международных санкций и нарастающего мирного протеста беларусского общества. Из риторики исчезли упоминания о “вагнеровцах”, готовивших массовые беспорядки. Напротив, во вмешательстве обвинили Польшу, Чехию и Великобританию.
14 августа министры иностранных дел Евросоюза согласились ввести санкции против причастных к разгону протестов и фальсификации выборов в Беларуси.
В этот же день стало известно о состоявшейся передаче 32 «вагнеровцев» России. В Офисе Президента Украины заявили, что Киев огорчает решение Республики Беларусь передать России задержанную группу, и Украина ожидала более «юридически корректного и взвешенного решения«.
Ситуацию с задержанием «вагнеровцев» Лукашенко попытался использовать максимально. Он не решился на обострение отношений с Путиным. Передав «вагнеровцев» Москве, Минск продемонстрировал западным странам перспективу сближения с Россией, если негативная реакция будет усиливаться. Одновременно, Лукашенко хотел показать беларусам, что сохранил полноту власти в стране. Этим шагом власть говорит — все будет так, как я решил, смысла сопротивляться нет, правду вы не узнаете.
То, что боевики с нашивками «Наш бизнес смерть, и бизнес идет хорошо» уехали домой, хорошо. Плохо то, что Кремль не оставляет попыток сеять хаос и пользоваться его результатами.
Мария Авдеева, Европейская экспертная ассоциация, эксперт iSANS
Также статья доступна на Reform.by