Окно О́вертона — это диапазон суждений, приемлемых для открытого политического обсуждения в данный момент времени. Название концепции задумано как память о её авторе — американском юристе и общественном деятеле Джозефе Овертоне.
Москва отчаянно пытается использовать период пандемии для получения политических преференций от Европы, занятой, в первую очередь, восстановлением после пандемии.
Кремль продолжает наращивать информационное давление в странах ЕС, направленное на обеспечение поддержки постепенного снятия санкций и ослабление политической изоляции. Момент для этого выбран неслучайно. Существующие в ЕС разногласия, усиленные замешательством и несогласованностью действий в период начала пандемии COVID-19, стали отличной почвой для взращивания и подпитки европейских скептиков. Их и других лояльных европейцев, которые выступают за «мы должны выслушать все стороны», «не нужно усиливать конфликт», Москва активно использует для реализации своих сценариев в Европе.
Для этого Кремль привлекает весь имеющийся аппарат групп влияния среди:
- политиков – с целью введения в общественное обсуждение необходимых идей;
- подконтрольных или лояльных медиа – распространение выгодной информации;
- аналитических центров – разработка аналитического обоснования позиции, выгодных РФ;
- дипломатических кругов – постоянная поддержка положительной дискуссии о необходимости изменения положения РФ в Евросоюзе.
Европейские аналитические центры играют в указанной схеме важную роль, поскольку имеют значительные ресурсы и возможности на высоком экспертном уровне готовить материалы, на которые в дальнейшем ссылаются европейские политические силы и отдельные политики, выступающие за постепенное снятие санкций и примирения с агрессором.
Доклад ICG – только часть тактики
Среди таких аналитических центров ярко проявила себя Международная кризисная группа (International Crisis Group, Брюссель). ICG разработала и 28 апреля с.г. обнародовала доклад «Мир в Украине: Европейская война». Основная цель документа – подготовка почвы для включения России в решение конфликта на Донбассе в качестве партнера, а не стороны конфликта, с последующим постепенным снятием санкций. Кроме того, авторы документа предлагают в дальнейшем обсуждать проблемы европейской безопасности также с участием Москвы, создавая основу для заключения нового соглашения по вопросам безопасности в Европе. В состав экспертов ICG входят бывшие дипломаты, эксперты и аналитики, с узнаваемыми на Западе именами, которых Россия использует для получения экспертного обоснования собственных приоритетов.
В этой же связке необходимо рассматривать и недавнее интервью экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредера, который сейчас является одним из руководителей компаний Nord Stream AG и «Роснефть», а также известным лоббистом РФ. Шредер в очередной раз предложил снять с России санкции, введенные в ответ на аннексию Крыма и вооруженную агрессию на востоке Украины.
Экс-канцлер ожидаемо настаивал на том, что Европа «не имеет альтернативы разумным отношениям с Россией». А также угрожал, что в противном случае РФ будет тяготеть к Китаю, в чем не заинтересована ни Европа, ни Германия. Лоббист Кремля повторяет заявления других политиков о том, что «Россия нужна для решения крупных международных вопросов», а также вопросов энергетики и рынка.
Такие интервью и такие доклады всерьез, конечно, в Европе не рассматривают, но они помогают создать необходимый информационный фон, расширить то самое окно Овертона, когда маргинальные и неприемлемые ранее идеи, и концепции открыто обсуждаются на европейских экспертных площадках.
Пока это, конечно, не мейнстрим, но в этом-то и состоит основная цель РФ – донести подготовленные по кремлевским методичкам материалы по экспертным и дипломатическим каналам до руководства Франции, Германии, и других европейских лидеров. Программа максимум для Кремля при этом — повлиять на ход переговоров в формате Нормандской четверки. Сменить статус из стороны в конфликте и агрессора, до партнера за столом переговоров.
В рамках работы по указанным направлениям, ожидается регулярное издание разного рода докладов, интервью, особых мнений от «неравнодушных европейцев», которые совершенно неожиданно будут совпадать с приоритетными задачами внешней политики РФ. А после, эти самые «особые мнения» будут получать нужную дипломатическую поддержку, многократно повторятся в ходе проведения различного рода круглых столов, опросов, экспертных обсуждений и т.д., объединенных общей целью — консолидация европейской экспертной мысли вокруг идеи возвращения России в круг партнеров ЕС, снятие санкций, заключения нового договора по безопасности и вывод вопроса аннексии Крыма за рамки обсуждения при формулировании «новой» роли России в Европе.
Для снятия санкций Россия уже дважды за последнее время пыталась использовать механизмы ООН, ссылаясь на то, что они якобы препятствуют борьбе с пандемией. Однако Генеральная Ассамблея ООН не пошла на поводу, и попытки России использовать кризис с COVID-19 для того, чтобы избежать международной юридической ответственности провалились. Хуже то, что этим Москва дает сигнал другим странам, страдающим от ограничительных мер, что именно она является их единственным защитником. Ключевая задача России в ООН на время коронавируса – не снять санкции, а подорвать саму организацию.
Дезинофрмационнные компании – основные направления
С экспертами и аналитическими центрами разобрались, переходим к практической части — дезинформационным кампаниям, которые это все сопровождают и направленны на достижение тех же самых вполне конкретных целей.
Снятие санкций является для Кремля вопросом выживания. Российская экономика переживает кризисный период из-за падения цен на нефть, в то время как COVID-19 замедляет российскую промышленность и потребление на международных рынках. Поэтому отмена санкций позволила бы российским компаниям беспрепятственно получать займы и работать на Западе без субсидирования со стороны государства. Сейчас же под ударом находятся одновременно и экономика России, и сохранение режима Владимира Путина.
Отсюда и основная цель – фрагментация ЕС и подрыв европейской целостности и идеи общей Европы.
Москва пытается достичь этого увеличением интенсивности российской дезинформации, используя информационные атаки на основные институты ЕС. Разделённая, ослабленная Европа является стратегическим приоритетом для Кремля, ведь со слабым соперником разговаривать всегда проще. Конечной же целью Москвы является прекращение экономических санкций с последующим открытием европейской ликвидности для российского бизнеса. Тем не менее, сразу отметим, что сейчас вероятность снятия санкций минимальная.
Работу российской «дезинформационной машины» серьёзно рассматривают в ЕС. Петер Стано, спикер по иностранным делам и политике безопасности Европейской службы внешних связей, заявлял, что направленные против российских компаний и лиц санкции связаны с незаконной аннексией Крыма и Севастополя, следовательно, эти санкции применены из-за действий, которые подрывают суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины. На прошлой неделе в этом же ключе высказался и Верховный представитель ЕС Жосеп Боррель, который в обращении к Европарламенту указал, что умышленные и скоординированные кампании дезинформации составляют гибридную угрозу для европейской и глобальной безопасности, а также назвал Россию и Китай ответственными за манипуляции, направленные против ценностей и интересов ЕС.
Балтийские страны, которые давно являются площадкой для российской пропаганды, опубликовали отчеты спецслужб, указывающие на постоянное усиление российских дезинформационных кампаний. Последний из таких докладов – ежегодный доклад латвийской спецслужбы SAB, Бюро по защите Конституции, указывает, что основную угрозу национальной безопасности Латвии – сюрприз! – представляют российские спецслужбы. Среди ключевых направлений дезинформации – США, НАТО и Украина. Их целью было увеличение международного влияния РФ за счет уменьшения влияния других центров силы: ослабление трансатлантической связи; подрыв единства европейских стран; разделения общества внутри отдельных стран.
Какие же задачи преследует Москва в Беларуси и в Украине? Различны ли цели Кремля? И какую позицию следует занять странам, которые в течение длительного времени являются мишенью для манипуляций «made in Russia».
Общая цель одна – стремление России использовать существующие внутренние разногласия в своих интересах. А если получится – заодно провоцировать новые очаги напряжения, которые в будущем помогут укрепить уже завоёванные позиции.
Крым уже оккупирован – Беларуси приготовиться?
В момент, когда мир борется с пандемией, вводя жесткие карантинные меры и следуя рекомендациям ВОЗ, беларусский лидер Александр Лукашенко игнорирует эпидемию, проводя 9 мая парад в честь победы над нацистской Германией. Более того, Беларусь не ввела карантин и не закрыла границы, в стране — единственной в Европе — проводится национальный футбольный турнир, работают рестораны, а студенты и школьники в своем большинстве продолжают посещать занятия в учебных заведениях.
На днях парламент Беларуси назначил дату очередных президентских выборов – 9 августа, и игнорирование COVID-19 очевидно является одной из предвыборных фишек Лукашенко. Он вновь примет участие в выборах, рассчитывая, что смелость и презрение к вирусу поднимет его рейтинг и консолидирует нацию.
Важной переменной в этом электоральном действе тем не менее является стратегия Кремля, которая подчиненна задаче возрождения империи, и официальный Минск своими руками открыл окно Овертона, предоставив российской пропагандистской машине такой объем рабочего материала в виде прямых цитат главы государства, что нет нужды что-то придумывать и фантазировать.
Организованный iSANS мониторинг публикаций на тему коронавирусной инфекции в Беларуси в связанных с Кремлем российских СМИ и телеграм-каналах показал, что фактически все условные «башни» Кремля озабочены коронавирусом в Беларуси и в первую очередь тем, как его использовать для откусывания еще одного куска от суверенитета соседа. Озабоченность отражается в публикациях по всему контуру околокремлевских медиа. По мнению экспертов iSANS, это означает лишь одно — решение об усилении давления на Беларусь принималось не в АП РФ, а выше.
Российские телеграм-каналы, как, например, «Незыгарь», «стотысячники» – «Мейстер», «Бойлерная», «Кстати», а также несколько конгломератов каналов на несколько десятков тысяч подписчиков в один голос трубят о том, что «Беларусь не справляется с эпидемией коронавируса, и решать последствия придется России».
При этом главной причиной всех бед назначена независимость Беларуси. В качестве яркого примера можно привести растиражированное в интернете высказывания журналиста Антона Красовского, сотрудничающего с каналом Russia Today, входящего в группу «Россия Сегодня»: «На самом деле не должно быть никакого Лукашенко. И никакой Беларуси» и «6 дополнительных областей в составе России спасут 9 миллионов человек».
Не только телеграм-каналы, но и тяжеловесные медиа работают по беларуской теме согласованно и используют один и тот же нарратив. «Спасти Белоруссию может только Россия» – с таким заголовком вышла статья в российском «Коммерсанте». «В нынешней ситуации у Лукашенко может не остаться другого выхода, кроме как самому просить союзника о глубокой интеграции… Но может так статься, что суверенитетом все-таки придется жертвовать» – пишет «Коммерсант».
Ну и, куда ж без заботы о брате меньшем: «Но мы же своих не бросаем. Какой бы ни был, но все-таки свой — это не политический лозунг, а неизбежность, от которой никуда не деться. Спасти Белоруссию может только Россия, в первую очередь, потому что коллапс у соседа не сможет нас не затронуть».
До пандемии российские акторы в рамках стратегии по «принуждению к интеграции» Беларуси использовали как экономические ловушки, так и давние исторические мифологемы. Пандемия же показала, что для достижения целей Кремлевские стратеги не гнушаются ничем и готовы использовать в своих гибридных войнах даже смертоносный вирус, от которого сами не защищены. По статистике заболеваний Россия обошла Китай и занимает третью строчку среди стран мира. И вовсе не борьбой с COVID-19 озабочены в Кремле, а восстановлением былого имперского величия.
В такой ситуации смягчение политической изоляции России или возможность снятия санкций, наложенных за аннексию Крыма и развязывание конфликта на Востоке Украины, лишь убедит проводников агрессивной политики по восстановлению империи в безнаказанности. Для Кремля это будет важная геополитическая победа над Западом и сигнал к эскалации новых конфликтов на постсоветском пространстве.
В ситуации расширяющейся в стране пандемии и грядущего следом экономического кризиса для Беларуси это будет означать лишь одно – международные механизмы и коллективные меры перестанут быть для Кремля сдерживающим фактором, а независимость и территориальная целостность еще одной европейской страны, а вместе с тем и вся региональная безопасность окажутся под угрозой.
Мониторинг? Это мы умеем!
В мониторинге iSANS отмечен тренд на отмену санкций против России в разных комбинациях — замаскированный под гуманитарную заботу о более бедных странах, борющихся с COVID-19 или заботу о «падающей в пропасть» экономике стран ЕС.
Сначала пропаганда снятия санкций опиралась на письмо Генcека ООН о мерах по борьбе с пандемией. В нем была лишь одна строчка про возможную приостановку санкций, но именно она стала центром письма для российской пропаганды.
Затем, выступая на виртуальном саммите G20, Путин в качестве мер по борьбе с пандемией предложил снять «неправовые» «односторонние» санкции. И вместе с Китаем при поддержке других «выдающихся демократий», якобы для борьбы с COVID-19 Россия попыталась протащить на Генассамблее ООН резолюцию о снятии всех санкций, не наложенных Совбезом ООН.
После того, как резолюция провалилась, российские медиа обвинили США и ЕС в неблагодарности, несмотря на более ранние утверждения о том, что никто в России не ожидает от Италии, например, в благодарность за медицинскую помощь, поддержку в отмене санкций.
Сейчас российские деятели подчеркивают, что пост-коронавирусный мир еще спросит с тех, кто заблокировал принятие решения по снятию санкций и поставил под удар весь мир, препятствуя борьбе с пандемией.
Все попытки Кремля и нанятых им лоббистов и коррумпированных политиков и чиновников, используя момент, когда мир борется с пандемией COVID-19, снять с России санкции являются незаконными и подчинены лишь одной цели — уйти от ответственности за нарушение международного права, за конкретные преступные действия против Украины, заставить всех забыть о том за что именно санкции были наложены.
Мы должны дать четко понять, что отмена санкций может произойти только в том случае, если Россия откажется от нарушений международного права, в том числе от агрессии, оккупации и нарушения прав человека. Только от совместных действий по противодействию пропаганде и информационному влиянию будет зависеть закроется ли для России Окно Овертона в Европе.
Мария Авдеева,
Европейская Экспертная Ассоциация, эксперт iSANS
Влад Кобец,
Executive Director iSANS
Статья также доступна на petrimazepa.com.
The article is available in English A Change of Tactics. But Russia Has Not Changed Its Strategy over COVID-19