Поговорим сегодня о страхе и что он несет в отношении выстраивания заново суверенитета и субъектности Беларуси.
Страх и деградация государства
Страх в недемократическом государстве – один из ведущих способов, с одной стороны, удержания власти и консервации ситуации, с другой – главный тормоз развития этого самого государства. Чем меньше пространства для проявления свободной инициативы, тем меньше шансов на нахождение успешных решений. Заморозка ситуации в стране всегда ведет к ее отставанию в плане политического, экономического и социального развития. Фактор страха ведет к деградации государственных и общественных институтов, деградации элит, политических сил и профессиональной деградации экспертов.
Социальные лифты и лестницы в таком обществе начинают работать скорее по принципу отбора лояльности, а не профессиональных качеств.
Сразу отметим, что мы сейчас говорим не о тотальном (тоталитарном) ужасе, хотя и в таких ситуациях люди ухитряются выживать, а о мелкой повседневной несвободе, гаденьком испуге, ведущим к самоограничению, самоцензуре, желанию не высовываться и т.д. Отсутствие перспектив самореализации ведет к безразличию и цинизму, приоритету сиюминутных интересов в обществе.
Также мы говорим о страхе власти по отношению к собственным гражданам, которых всеми силами стараются свести до состояния неразумной паствы, нуждающейся в опеке. Этот же страх также связан с боязнью перемен, потери контроля над ситуацией.
В данной ситуации только какой-то внешний фактор, при отсутствии или слабом присутствии внутреннего движения, способен дать толчок новому развитию.
В состоянии безвременья, отсутствия развития Беларусь провела около 20 лет. Несколько циклов «заморозков» сменялись условной оттепелью, но принципиально ничего не менялось.
После Крыма и Донбасса: оформление суверенитета в головах граждан
Летаргический сон под боком у Кремля был прерван 2014 годом. Сначала Россия напала на Украину, а затем нарастающее давление со стороны России, которое уже имело целью фактическое превращение Беларуси в очередной российский протекторат со всеми вытекающими отсюда прелестями повседневной жизни.
Это внешнее давление, в совокупности с небольшим ослаблением давления внутреннего, помноженное на смену поколений – нынешнее активное поколение научилось жить, обходя страх – привело к новому для Беларуси процессу. Сейчас мы стали свидетелями оформления настоящего суверенитета, оформления Беларуси как страны в головах ее граждан.
Социология подтверждает наши выводы.
Согласно данным Андрея Вардомацкого (BAW) за 2019 год, в Беларуси число сторонников союза с Россией снизилось на треть.
В декабре 2019-го за союзные отношения с РФ при сохранении независимости высказалось 40,4% беларусов, тогда как в декабре 2018-го — 63,9%. То есть за год сторонников союза с Россией стало на треть меньше. Одновременно увеличилось количество выступающих за союз с ЕС: с 20,2% до 32%. При этом если с января по август показатели изменялись постепенно, то в период с сентября по декабрь произошел резкий обвал числа сторонников союза с РФ. За четыре месяца их стало меньше на 14,7%. Именно в это время началась активная фаза принуждения Беларуси к интеграции.
Абсолютное большинство — 74,6% — высказалось за полную независимость государств с сохранением дружеских отношений и открытых границ. Еще 6,6% выступили за независимость и закрытие границ, введение таможенного досмотра и виз. Таким образом, число сторонников независимости составило 81,2%. Мнения о том, что Беларусь должна стать субъектом федерации в составе РФ, придерживается лишь 3,7%
Этот процесс, запущенный в том числе силами ужаса от происходящего в России и тем, что Кремль делает на захваченных территориях, отодвигает повседневный маленький страх на второй план. Из двух зол не только для Запада, но и для собственных граждан «последняя диктатура Европы» временно оказывается меньшим злом, чем перспектива стать частью Русского Мира с его жизнью по понятиям. Общество начинает оживать и двигаться, но пока это ручейки под снегом.
Осознание реальности угрозы суверенитету Беларуси запустило новый диалог с Западом, и потенциально открывает новые возможности для интеграции Беларуси в европейское пространство, которое, в свою очередь, несет выгоды и со стороны безопасности, и со стороны экономики.
И здесь на поверхности лежит как новая возможность, так и опасность – искушение оставить все как есть, выдавая это за «особый беларусский путь». Однако это именно то, что Беларусь больше себе никак не может позволить – очередная имитация перемен, «заморозка» ситуации будет смертельна для страны.
Беларусь драматически отстала в государственном развитии, не пройдя путь экономической и политической трансформации. Многие государственные и общественные институты остаются лишь частично развитыми, представительские институты носят условно-консультативный характер – последние «выборы» в «парламент» тому свидетельство. Экономика же вообще представляет собой рудимент времен СССР, с редкими вкраплениями признаков 21 века, вроде парка IT технологий. Повседневный ограничивающий страх, де-факто ручное управление страной, отсутствие развития и тотальная зависимость экономики от российских “подарков” сделали Беларусь парком юрского (советского) периода для любителей поностальгировать.
Беларуси лишь предстоит создать полностью самостоятельную государственную и экономическую систему, выстроить свой суверенитет заново не только в головах граждан, но и собственно в управлении государством, вырастить собственную кожу и органы, чтобы стать полноценным организмом, сформировать субъектность.
Гражданская активность в Беларуси — страху вопреки
В стране, уже прошедшей определенный путь развития, свободные медиа и гражданское общество – это такая же основа функционирования государства, как и разделение властей, причем защищенная законодательно. В значительной степени именно они выстраивают устойчивость общества, выполняют функции иммунной системы, защищающей организм страны как от угроз внутренних – например, злоупотребление властью и коррупция, так и от угроз внешних, таких, как действия, несущие признаки гибридной войны.
Независимые медиа и гражданские организации и инициативы, которые возникли и работают в Беларуси – это те, кто научился преодолеть страх, это те, кто помогает вырастить Беларуси собственную кожу, поскольку именно они меньше всего в своей практике оглядывались на одобрение “большого брата”, именно они вводили в свою работу современные принципы, опыт стран, уже прошедших демократический транзит.
Мы уже много раз писали, что только настоящее сильное гражданское общество и свободные пробеларусские медиа могут (и как могут – делают) стать реальным заслоном на пути токсичных информационных потоков, идущих от Кремля.
От реальной угрозы нельзя защититься картонными войсками, имитация никак не поможет решить проблему. Однако именно в отношениях беларусских властей с независимыми медиа и гражданским обществом фактор страха и вытекающим отсюда желанием контроля и цензуры оказывается сильнейшим ограничителем.
Мы видим, что официальной линией все больше становится уверение, что в Беларуси все находится под контролем, и есть гарант этого контроля и сохранения независимости. Остальным предложено расходиться и заняться своими делами, вместо того, чтобы «шататься по мирным улицам». В момент общенациональной угрозы такой подход — «занимайтесь своими делами, я один за вас спасу страну» не работает. Например потому, что рисует еще одну мишень на разных частях тела единоличного «спасителя».
Вышедших на защиту беларусской независимости хотя бы не бьют, но на всякий случай присуждают чувствительные штрафы – такие, что деньги на их оплату опять собирает активная часть гражданского общества.
Страх даже тени «политизации» в год президентских выборов заслоняет собой тот факт, что сейчас «улица» – это в первую очередь сигнал восточному соседу. Люди в Беларуси постепенно становятся гражданами. Граждане не должны бояться выйти на улицу в своей стране, чтобы защитить её.
Попытка «заморозить» ситуацию страхом репрессий, будь то задержания или штрафы, ведет и к замедлению процесса становления гражданского сознания. А это именно то, на что рассчитывает Кремль в реализации своего плана в отношении Беларуси. В представлении кремлевских стратегов беларусы до сих пор не граждане своей страны, а просто население, которому надо промыть мозги, а особо активных – запугать.
Именно к защите суверенитета, выстраиванию реальных общественных, не имитационных, институтов, сильного устойчивого общества относится либерализация деятельности гражданского общества, хотя бы уравнивание шансов с практически бесконтрольно финансируемой из России пророссийской сетью.
Гражданские организации и инициативы выстраивают с самых нижних уровней самостоятельное современное общество,с иной моделью сознания и отношений, которое лишено патернализма и готово взять на себя ответственность за то, что происходит в стране и со страной. Для них для всех сильная и независимая Беларусь – безусловная ценность и базовая потребность. Подавление такого общества и выстраивание имитации в виде как бы лояльных ГоНГО – это выстрел себе в обе ноги и контрольный в голову.
Страх, несвободные медиа и информационный суверенитет
Примерно так же обстоят дела с подходом к информационному суверенитету.
Напомним, год назад в Беларуси была принята Концепция информационной безопасности, которая должна была сформировать новые, более эффективные подходы к работе с информационными угрозами, фактически, она стала одним из первых ответов на вызовы нарастающего информационного давления. Однако на практике очень многие пассажи казались почти дословно скопированными с российских образцов, в том числе, Лиги Безопасного Интернета Константина Малофеева. Подобные тексты хороши для поддержания “скреп”, однако морализаторские призывы никогда не работают на обеспечение информационной безопасности.
Сбор на различные совещания на этой неделе 10 – 13 февраля всей медийной президентской рати показывает как осознание реальности угрозы и ожидания нарастания давления, так и неумение, непонимание что именно нужно делать. В год президентских выборов и продолжения борьбы за сохранение суверенитета предлагается бороться «с информационной отравой» путем «перехвата инициативы в соцсетях» ГосСМИ, в том числе, в регионах, чтобы какой-то блогер чего не написал. Очень креативно, конечно. Люди не читают районки в регионах не потому, что их нет, а потому что там нечего читать из-за тотальной цензуры, и поэтому люди за новостями идут в соцсети.
Фактически, местные группы и страницы в соцсетях заменили собой местные СМИ, и это нормальное развитие ситуации не только для Беларуси – местная пресса и в более свободных странах находится в кризисе, но больше по финансовым причинам. Безусловно, такая ситуация также представляет собой возможности для внешнего информационного воздействия – через создание псевдо-местных сайтов, групп и страниц, через вброс дезинформации в «нормальные» местные сообщества.
В принципе, мы понимаем, что сейчас возникнет искушение на волне «перехвата инициативы» избавиться от всех раздражителей – как явно внешнего происхождения, так и от собственных внутренних критиков или просто независимых медиаактивистов.
Но, если государственные мудрецы думают, что подавив местных блогеров, они победят «информационную заразу», то у меня есть плохие новости. По данным работы наших мониторинговых групп iSANS, значительная часть настоящей «информационной заразы» приносится извне Беларуси, с аккаунтов, которые маскируются под «местных», но таковыми не являются. Так что возможная борьба с собственными независимыми СМИ и медиаактивистами – это борьба с собственной иммунной системой, вы убьете свои полезные клетки, и оставите пространство для действительно «плохих ребят».
Примерно эта же ситуация в медиапространстве Беларуси и на общестрановом уровне. Все тот же страх – от исполнителя до начальства всех уровней. Контроль, цензура и самоцензура, профессиональная деградация, подходы времен позднего СССР, подбор «благонадежных» авторов и спикеров делают официальные медиа невыносимо скучными, которые читаешь только для получения какой-то официальной информации, а смотришь по профессиональной необходимости.
На этом фоне засланный российский казачок Спутник.бай с его технологичностью и серьезными российскими деньгами без особых усилий может казаться альтернативой для аудитории, как и ряд других российских онлайн-медиа, радио и телеканалов.
Независимые СМИ как могут выживают, периодически переживая очередные «наезды» со стороны государства, и при этом умудряются давать качественный контент, который, в итоге, работает на защиту суверенитета страны, поддержку государственного строительства в головах граждан. Однако, кроме суровых условий существования внутри Беларуси, они еще и вынуждены выдерживать конкуренцию с хорошо профинансированными российскими медиа, которые в абсолютном большинстве продвигают кремлевскую повестку, в том числе, прицельно «обостряют» (выражение из одной переписки Ленты.ру с местными источником), рассказывая об ужасах беларусского национализма. Доходит до того, что диалог с кассиром об использовании беларусского языка становится предметом сообщения РИА Новости (часть концерна МИА Сегодня, генеральный директор «радиоактивный пепел» Киселев).
По данным различных исследований, около 25% читателей никогда не заходят на беларусские онлайн-ресурсы.
Именно поэтому ведущие независимые СМИ Беларуси, (iSANS эту идею всемерно продвигает и поддерживает), говорят о необходимости локализации автоматических новостных агрегаторов мировых интернет-корпораций для Беларуси, чтобы новости беларусских медиа у беларусов оказывались первыми в списке – это хоть как-то ограничит потоки кремлевской повестки с доставкой на дом.
Беларусь перед выбором — страх или суверенитет
Сейчас руководство Беларуси находится перед весьма сложным выбором. Необходимы постепенные изменения во всех сферах для того, чтобы страна оформилась и продолжала жить дальше, и в первую очередь нужна свобода действий в гражданском пространстве для укрепления настоящего гражданского сознания и устойчивости общества. Стремление имитировать, выстраивать картонные макеты вместо реально работающих институтов – это страх потерять контроль. Однако именно сейчас интересы и руководства, и активных граждан совпадают в очень важном – сохранении Беларуси как независимого государства. И это может и должно стать основой для выстраивания иного типа отношений с собственным обществом, основанном не на страхе, а на общих интересах.
iSANS