Пропаганда войны в Беларуси. Часть 5 «Коллективный Запад»: «Трансатлантическая консолидация рушится на наших глазах» 

Пропаганда войны в Беларуси. Часть 5  «Коллективный Запад»: «Трансатлантическая консолидация рушится на наших глазах»
Фото: Unsplash / Yura Khomitskyi

Эта статья завершает цикл публикаций, посвященных влиянию российской пропаганды войны в Беларуси по результатам исследования, проведенного международной экспертной сетью iSANS. В первой статье были описаны источники и «ретрансляторы» прокремлевской пропаганды в Беларуси и обозначены основные направления изменений в ее сюжетных и смысловых линиях, возникшие в связи с подготовкой, началом и ходом полномасштабной агрессии России против Украины. Во второй статье мы рассказали о том, как тематические линии пропаганды, касающиеся внутрибеларусских сюжетов, были сдвинуты на периферию информационной повестки, заместившись «объединительными» и «мобилизационными» сюжетами. Третья статья анализировала антиукраинские нарративы пропаганды в Беларуси во время войны. В четвертой статье мы представили сюжеты пропаганды, направленные против западных соседей Беларуси – Польши и стран Балтии. Эта, заключительная статья цикла описывает изменения в беларусской прокремлевской пропаганде военного времени, связанные с противостоянием с «коллективным Западом».

Антизападный нарратив занимает центральное место в глобальной пропагандистской концепции «Крепость в окружении врагов». Именно Запад – без границ и уточнений – это и есть главный враг, именно он хочет ослабить / уничтожить / разделить Беларусь, именно с Западом воюет в Украине Россия. Конечно, именно Запад организует «цветные революции», а Майдан, как известно – это опасность номер один для авторитарных режимов. Запад может быть только плохим и коварным. И не имеет значения, что сами пропагандисты при ближайшем рассмотрении часто обнаруживают очень тесные связи именно с Западом, имеют гражданство, ВНЖ и недвижимость в странах ЕС или в США.

Вероятно, если бы не существовало Запада, то не было бы и путинско-лукашенковского режима, который живет на доходы от продажи природных ресурсов западным странам и одновременно удерживает власть благодаря анти-западной пропаганде (и репрессиям). В таком случае его все равно потребовалось бы придумать.

Иногда из нарратива «общего (коллективного) Запада» в потоке пропаганды вычленяются враги пострашнее, например, США, НАТО, Польша и страны Балтии (о последних мы рассказывали в нашей предыдущей статье). Но в целом, образ Запада без всяких уточнений вызывает у потребителей пропаганды преимущественно сильные негативные эмоции.

Но не все так плохо – ведь в придуманной пропагандистами вселенной Запад зависит от великой России, он расколот, его на время объединила русофобия, но в целом он переживает «конец трансатлантической консолидации», и вообще, мы наблюдаем скорое обрушение доллара (в который раз за последние двадцать лет).

Цветные революции

Сюжету о том, как «коллективный Запад» организует в Минске «майдан» по украинскому сценарию, столько же лет, сколько и самому Майдану – Революции достоинства в Украине. Долгое время эта концепция служила для мобилизации и милитаризации общественного сознания беларусов перед угрозой «цветных революций».

После начала войны в Украине эта риторика получила «заряд свежести» и эксплуатируется с новой силой. «У них не получилось. Они сейчас ходят и зубами щелкают — не получилось, надо как-то все это перевернуть. Поэтому санкции вводят против России и, честно говоря, против Белоруссии, чтобы Россия не обошла свои санкции». (Александр Лукашенко, 26.04.2022).

«Западный геноцид»

Появились и новые «военные» нарративы: западные санкции – это «геноцид», «тотальная война» Запада против Беларуси и России.

«Сегодня Беларуси и в целом Союзному государству открыто объявлена санкционная война в формате этнического геноцида», пишет «политолог» Щекин. Санкции с Беларуси нужно снять, чтобы предотвратить продовольственный кризис во всем мире, говорят другие «политологи».

Здесь стоит упомянуть, что слово «геноцид» в русскоязычной пропаганде упоминается чуть ли не чаще, чем слово «Путин». О «геноциде» с экранов ТВ не говорит теперь только ленивый: «геополитический геноцид» Запада, «геноцид памяти в ЕС», «геноцид санкций» — вот только малая часть «новояза», введенного в оборот журналистами государственных СМИ Беларуси после начала войны.

Но – геноцидов много, а Беларусь одна. И она готова к шагам навстречу миру, например, готова взять на себя перевозку украинского зерна, чтобы предотвратить мировой продовольственный кризис – правда, в обмен на снятие санкций: «Снимайте санкции с Минска – и зерно пойдет через нашу территорию в балтийские порты. И прибалты заработают (запустят наконец свои мертвые порты), и нам спокойно!».

Русофобия и ненависть Запада к России

В «военных» нарративах пропаганды, возникших незадолго до и особенно после 24 февраля, Запад описывается не иначе как сборище русофобов, испытывающих ненависть почему-то ко всему российскому, желающих ослабить, снизить влияние России, завладеть ее богатствами и т.д. «Все разговоры о «демократии» и «свободе слова» куда-то вдруг исчезли. Осталась только звериная ненависть к России. И Запад… готов воевать до последнего украинца, молдаванина, поляка, латыша, литовца и эстонца. А если надо, Вашингтон и Лондон, не моргнув, готовы бросить в бойню всю Скандинавию. Да и весь мир, если понадобится, только бы достичь давно намеченной цели – уничтожить Россию. Даже ценой уничтожения всей планеты.» (Юрий Уваров, 07.05.2022).

«Справедливость формулы «антисоветчик — всегда русофоб» (а также белорусофоб и даже антисемит) доказывать, наверное, не нужно. Теперь к ней добавляется и продолжение: антисоветчик всегда носит в себе зернышки нацизма. И как только на зернышки нацизма в душе антисоветчика попадает мертвая влага западных ценностей, неонацизм … расцветает.» (Андрей Муковозчик, 12.07.2022).

«Коллективный Запад фактически стал коллективным Гитлером, которого интересует только власть над миром.» (Николай Волович, 06.06.2022).

Одновременно пропаганда активно продвигает линию «Запад против беларусско-российского союза», «Запад пытается атаковать Россию через Беларусь» и противится интеграции РБ и РФ (Николай Щёкин: «Запад объявил полномасштабную войну Союзному государству»). «Современные фашисты стран НАТО никуда не делись, они не умерли. И они планируют нанесение удара [России – авт.] через Украину и Белоруссию.» (Александр Лукашенко, 12.07.2022).

«Слабеющий Запад с надеждой смотрит на Беларусь»

Среди продолжающихся антизападных сюжетных и смысловых линий пропаганды против Запада нельзя не упомянуть эсхатологические нарративы о «скором конце» Запада. Они и так были расхожи на протяжении двух десятилетий, ведь, собственно, на мифе скорого «низвержения» Запада и основана пропагандистская «концепция счастья», когда в мире останутся только две справедливые и сильные державы – Россия и Беларусь. Но особенную популярность эти нарративы приобрели с началом войны. Их логика базируется на убеждении, что Европа и страны Запада находятся в энергетической (экономической, инвестиционной и т.д.) зависимости от «союзного государства», они (а не мы) страдают под тяжестью собственных санкций, введенных против РФ и РБ, а западные правительства и общества расколоты / разделены по отношению к России и Украине:

«Когда польские историки говорят, что они хотят забрать себе Вильнюс, когда их солдаты поют песни о Львове и Вильнюсе как их городах, это подлинное отношение. Они реально ненавидят друг друга. Их сейчас на время объединила русофобия, но трансатлантическая консолидация рушится на наших глазах.» (Вадим Гигин, 02.07.2022).

«Вашингтон через давление на Евросоюз по вопросу введения санкций против России и Беларуси превращает его в экономический отдел НАТО. …Брюссель в угоду США готов воевать до последнего. …Все эти годы они мечтали отомстить за Победу наших отцов и дедов в Великой Отечественной войне.» (Алексей Авдонин, 15.04.2022).

Из этих нарративов следует другое, весьма экзотическое построение: скоро «там» все обвалится, и поэтому взоры Запада, полные надежд, устремлены «на входящее на востоке солнце»:

«Европа, мы видим, ты внимательно всматриваешься в нас. Да, ты связана по рукам и ногам, да — унижена и растоптана, да — оккупирована, но глаза твои еще не заплыли гнилью мультикультурализма и толерастии. И ты всматриваешься в нас, всматриваешься на восходящее на востоке солнце. Ты хочешь его, хочешь Лукашенко!» (Григорий Азарёнок, 24.07.2022).

«Лукашенко назвал дружбу с Россией и Белоруссией счастьем для Евросоюза» (РИА ФАН, 22.07.2022). 

Запрос на сотрудничество с Западом

При этом, с ростом международной изоляции Беларуси и ослаблением последних экономических связей с Западом, начиная с весны-лета 2022 года в речах пропагандистов появляются тревожные нотки. Они недоумевают, почему Запад отвернулся от нас, вводит санкции, ведь мы ни в чем перед ним не провинились: «Не мы были инициаторами сегодняшнего разлада. Мы не сделали ни одного инициативного антиевропейского шага.» (Анатолий Глаз, 08.06.2022). Они даже призывают к сотрудничеству: «МИД Белоруссии: Нам придется взаимодействовать с Западом» (21.06.2022).

В публикации «Минской правды» под названием «Прозрачный намек Президента. Лукашенко предлагает европейцам готовиться к зиме вместе» цитируется т.н. «президент»: «Надо подумать, чтобы [западные – ред.] крестьяне, рабочие получили, а не богачи. Главное, чтобы в Польше Дуда и Моравецкий не замерзли, …может, одумаются.» (15.09.2022).

***

В заключение стоит сказать следующее. Мы показали, что в период с разгрома массовых мирных протестов с помощью жесточайших репрессий и до начала полномасштабной агрессии России против Украины прокремлевская пропаганда в Беларуси действовала в фарватере российской пропагандистской машины, однако в ней сохранялось доминирование «местных», беларусских сюжетов. Эти сюжеты в основном строились вокруг борьбы с демократической оппозицией, гражданским обществом и независимыми СМИ и противостояния с Западом, особенно с ближайшими соседями – Польшей и странами Балтии, возведенными пропагандой фактически в ранг «штурмового отряда» Запада в его «борьбе против Беларуси».

Однако с началом подготовки к вторжению в Украину (конец 2021 года) местные сюжеты стали постепенно уступать место в информационной повестке нарративам кремлевской пропаганды войны. После начала широкомасштабного вторжения в феврале 2022 года пропаганда в Беларуси была окончательно синхронизирована с российской. Отныне она действует строго в смысловых рамках, отведенных ей российскими кураторами – медиаменеджерами и «журналистами» государственных СМИ РФ, и подчинена одной цели – идеологической мобилизации беларусского общества по примеру российского. Ее основные постулаты направлены на обоснование и оправдание российского военного вторжения в Украину как вершину противостояния с Западом и НАТО, при соучастии режима Лукашенко, а также – на отрицание военных преступлений, поражений и неудач российских войск и замалчивание успехов ВСУ. Для этого Запад представляется главным виновником войны, а Украина демонизируется и подвергается «расчеловечиванию».

Из сохраняющихся «местных» нарративов можно, пожалуй, отметить следующее: как и раньше, на протяжении двух десятилетий, так и сейчас продолжается мотив, направленный на дискредитацию беларусского прошлого, умаление национальной гордости, языка, идентичности и государственности, уничижение национальных символов и исторических фигур, и одновременно – на «подсвечивание» исторического единства славянских народов («славянского братства»), очевидно, с целью обоснования необходимости союза с Россией и подрыва поддержки беларусской демократической оппозиции внутри страны.

В связи с войной появились новые «антибеларусские» нарративы: о «геноциде» западных санкций, о беларусах, воюющих на стороне Украины, которые являются «террористами» и «нацистами», и о том, что «Беларусь может спасти мир от продовольственного кризиса».

iSANS продолжит свои наблюдения и анализ основных пропагандистских нарративов Беларуси по ходу военных действий в Украине и влияние на них российской пропаганды. 

Статья также доступна на Reform.by

15.11.2022