Статистический сборник «Энергетический баланс» (далее – Сборник) является основным источником энергетической статистики в Беларуси. Данный сборник выпускается Национальным статистическим комитетом ежегодно и представляет собой набор таблиц статистических данных, охватывающих ключевые энергетические параметры топливно-энергетического комплекса. Информация представляется в виде таблиц временных рядов и энергетических балансов.
Департамент энергетической безопасности iSANS хочет выразить благодарность сотрудникам Белстата за выполнение этой работы и представления результатов в открытом доступе. Это действительно большой и важный труд по сбору и обработке информации о энергетических потоках.
Различные блоки информации из данного сборника используется практически в любом исследовании в энергетической области. В связи с этим Департамент энергетической безопасности iSANS подготовил настоящий обзор, который включает графическое представление статистических данных с анализом наблюдаемых тенденций. Каждый подраздел обзора соответствует определенному подразделу Сборника, что позволяет детально представить процессы, происходящие в топливно-энергетическом комплексе.
Детальный анализ статистической информации позволяет сделать ряд общих выводов о тенденциях в энергетическом секторе.
Основные тенденции в энергетическом секторе
Доля добычи энергии из возобновляемых источников устойчиво увеличивается, что является положительным изменением. Увеличение данного параметра ведет к повышению уровня энергетической безопасности в части энергетической самостоятельности и к сокращению выбросов парниковых газов. На протяжении последних 5 лет данный показатель увеличивался и в 2020 году практически достиг 8%, хотя данное значение остается относительно низким.
Энергоемкость ВВП после роста в 2015–2018 годах начала сокращаться и в итоге благодаря последним двум годам снизилась ниже уровня 2015 года. Это первый такой продолжительный период роста энергоемкости ВВП начиная как минимум с 1997 года.
Энергоемкость различных видов экономической деятельности для большинства ВЭД снижается. Но в этом ряду выделяются такие отрасли как деревообработка, производство нефтепродуктов и производство неметаллических изделий (включает цемент). Все эти отрасли либо не смогли сократить энергоемкость, либо вовсе увеличили потребление энергии на единицу добавленной стоимости. Интересно отметить, что именно эти три отрасли подверглись масштабной модернизации в предыдущие 5–10 лет.
При анализе затрат топлива на производство отдельных видов продукции ситуация аналогичная – рост наблюдается только у переработки нефти, проката черных металлов и производстве цемента. В остальных отраслях потребление энергии на производство единицы продукции снижается.
Производители тепловой энергии, вне зависимости от их собственности (предприятия или районные ЖКХ) стабильно повышают свою эффективность, притом делают это практически одинаковыми темпами.
За предыдущие 5 лет экспорт энергетических продуктов сократился на 42,2% (практически в 2 раза!). После значительного сокращения в 2016 году экспорт долгое время держался на постоянном уровне, а в 2020 году снова произошло значительное снижение объемов. Сокращение экспорта в 2020 году связано с сокращением импорта нефти и остановкой экспорта электроэнергии в Литву после пуска АЭС.
В 2020 году объем потребления мазута при производстве тепловой и электрической энергии значительно увеличился. Это связано с целым рядом факторов. Цена на нефть в 2020 году опускалась до очень низких значений, что привело к снижению цен на мазут. Более того, в 2020 году вступили в действия новые ограничения по выбросам серы при использовании мазута на морских судах. Потребление мазута с высоким содержанием серы резко сократилось, что привело к сокращению спроса и еще большему снижению цены. Из-за отсутствия возможности экспортировать мазут и в силу низкой себестоимости его производства стало выгодно использоваться данный вид топлива на электростанциях Беларуси. Данный шаг привел к существенному увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Именно переход на использование мазута привел к росту объемов выбросов от стационарных источников до уровня 2015 года.
В целом структура потребления топлив на производство тепловой и электрической энергии за предыдущие 5 лет изменилась не значительно. Однако основные наблюдаемые изменения направлены на сокращение выбросов парниковых газов.
Импорт нефти за последние 5 лет сократился с 22,9 млн тонн до 15,9 млн тонн (более 30%). Сокращение происходило в 2016 году, после чего некоторое время держалось на постоянном уровне. Второе сокращение было в 2020 году связанное с ограничением в поставках нефти. Сокращение поставок нефти в 2016 года привело к равномерному сокращению производства различных видов нефтепродуктов (с сохранением структуры). Сокращение поставок нефти в 2020 году проходила на фоне сокращения производства мазута при практически неизменном объеме производства дизельного топлива и бензинов.
Общий объем производства нефтепродуктов в целом повторяет тенденции объемов переработки нефти. Но выход бензина, дизельного топлива, реактивного топлива и мазута с 2018 года по 2020 снизился с 82% до 76% что говорит о снижении эффективности работы НПЗ или увеличении производства каких-либо других видов топлива.
Потребление торфа для производства торфобрикета увеличивалось на протяжении 2015–2018 года, после чего началось резкое сокращение. В итоге объем переработки торфа в 2020 году находится на уровне 2015 года. Торф является одним из наиболее углеродоемких видов топлива и его использование негативно влияет на климат.
Эффективность переработки торфа заметно сократилась. Если в 2015 году из 995 тыс. тонн торфа произведено 698 тыс. тонн торфобрикетов, то практически на такой же объем (694 тыс. тонн) торфобрикета в 2020 понадобилось уже 1146 тыс. тон торфа. За последние 5 лет выход торфобрикета сократился с 0,7 т торфобрикетов до 0,6 т торфобрикета на тонну использованного торфа.
Влияние пандемии на потребление энергии оказалось существенным несмотря на официальное отрицание вируса и отсутствие ограничений. Особенно заметно влияние пандемии на транспорт, где сократилось потребление практически всех видов топлива (несколько выросло использование газов углеводородных сжиженных).
Также влиянием пандемии можно объяснить рост потребления ТЭР населением – перевод сотрудников на удаленную работу и привел к росту потребления энергии населением за исключением моторных топлив, использование которых сократилось.
Одним из ключевых изменений в электроэнергетической системе является пуск АЭС в 2020 году – ввод в эксплуатацию первого блок мощностью 1170 МВт. В структуре мощностей ВИЭ после 4 лет (с 2015 по 2019 год) активного роста установленной мощности всех видов ВИЭ (ГЭС выросли в 3 раза, ВЭУ – с 3 до 112 МВт, СЭС с 4 до 154 МВт) в 2020 году рост прекратился практически полностью. Введено лишь 4 МВт СЭС. Ограничение ввода новых установок может быть связано с пуском АЭС.
Добычи угля на территории Беларуси не ведется. Весь необходимый объем угля импортируется. До 2017 года импорт приблизительно соответствует внутреннему потреблению. В период 2018–2020 год импорт угля в значительной мере превышает внутреннее потребление и избытки направляются на экспорт. Импортировался уголь в основном из России и Казахстана в различной пропорции. Экспорт угля происходит в направлении Украины и Польши. Т. е. данная структура баланса является результатом формирования финансовых и товарных потоков между странами, которые не могут развивать прямые торговые отношения по политическим причинам.
Полный обзор состояния энергетического комплекса Республики Беларусь доступен в pdf ниже по ссылке.