События последних месяцев позволяют сделать любопытный вывод: чем ближе создание Союзного государства России и Беларуси, в руководстве которого Александр Лукашенко может получить номинально руководящую должность, тем острее звучат заявления политика, считающего себя президентом Беларуси. Отмечу, что с августа 2020 года десятки членов мирового сообщества эту уверенность не разделяют, хотя и говорить о международной изоляции Лукашенко не приходится.
В сложившейся после президентских выборов ситуации с последовавшими протестами, захватом самолета RyanAir, на борту которого был не только Роман Протасевич, но и более сотни граждан ЕС, и кризисом с беженцами на границах западных соседей Беларуси Лукашенко регулярно делает острые заявления. Их тональность, безусловно, радует Кремль и сокращает возможности для диалога Лукашенко с Западом.
Впрочем, есть и другие пояснения: Лукашенко, делая выпады против соседей Беларуси, стремится продемонстрировать Кремлю свою значимость. Дескать, посмотрите, как мы вместе с Путиным можем взаимодействовать. При этом истинную тональность отношений Минска и Москвы на официальном уровне вряд ли можно назвать закадычной дружбой. Скорее, это стремление подмять Беларусь, воспользовавшись, среди прочего, раздражением, которое вызывает Лукашенко у значительной части сограждан. Россия не воспринимается многими беларусами как противник, в этом беларусское общество напоминает украинское до захвата Россией Крыма и разжигания войны на Донбассе.
Отношения с Россией выглядят «дорогой жизни» для нынешней беларусской власти, при этом и многие оппозиционеры видят в Кремле «старшего брата», способного помочь убрать Лукашенко от штурвала управления страной. В Москве это отлично осознают, поэтому продолжают сеанс одновременной игры в «кошки – мышки» с беларусской политической элитой. Игры, стоит отметить, довольно успешной.
Тем временем Александр Лукашенко продолжает разыгрывать тему «западного форпоста России», заслушивая силовиков и рассуждая об угрозах Беларуси. Во время недавнего общения с руководителями беларусских силовых структур Лукашенко продемонстрировал гуманизм (заявив, что мигрантам на границах Беларуси необходимо помогать) и подчеркнуто суровое отношение к Украине. Соседнее государство Лукашенко обвинил в «открытии нового фронта», создании баз США и НАТО на своей территории и будущем «размещении ракет определенной дальности».
Эти риторические упражнения не стоили бы внимания, если бы не несколько важных нюансов. Во-первых, Лукашенко перекладывает проблемы с больной головы на здоровую. Это в Беларусь прибыли в начале сентября и несут боевое дежурство российские истребители Су-30СМ. Они вошли в состав созданного в Барановичах учебно-боевого центра подготовки, фактически являющегося российской военно-воздушной базой. Во-вторых, границу с Украиной Лукашенко намерен прикрыть ЗРК С-400, который будет мониторить и украинское воздушное пространство. В-третьих, вызывает тревогу анонсированная Лукашенко покупка российских вооружений на миллиард долларов. Учитывая, что золотовалютные резервы Беларуси составляют 7,5 миллиардов долларов, подобный шаг больше напоминает стремление негласно разместить на территории Беларуси российских военных. Только в форме беларусских вооруженных сил, а не в роли «зеленых человечков» без знаков различия.
На заявления Лукашенко, переставшего говорить, что он в Украину может приехать только на тракторе, причудливым образом накладываются откровения экс-парламентария и бывшего скандального командира батальона «Донбасс» Семена Семенченко. Он находится под следствием СБУ с обвинением в незаконном создании частной военной компании (их деятельность в Украине не разрешена). Из недавнего материала «Украинской правды» выходит, что Семенченко и его соратники сотрудничали с украинским ГУР в деле помощи беларусским оппозиционерам, как минимум, радикальной их части. Лукашенко же публично обвиняет Украину (за годы его правления обвинения звучали в адрес разных стран) в создании лагерей, где беларусских эмигрантов готовят к свержению режима. И заявления Семененко выглядят хорошим поводом для Кремля сделать Лукашенко предложения о развитии «боевого содружества» КГБ Беларуси и ФСБ России.
Украинско-беларусские отношения в политической сфере стремительно движутся к точке замерзания, но при этом в экономической сфере беларусские битум и нефтепродукты исправно поставляются в Украину. Подобное дипломатическое раздвоение долго существовать не может, но пока оно устраивает и Киев, и Минск. Лукашенко будет и дальше одновременно словесно бичевать Зеленского и Украину и вести с ним дела, а Зеленский будет критиковать нарушение прав человека в Беларуси и уклоняться от встречи со Светланой Тихановской и другими оппозиционерами. На смену «гибридному союзничеству» пришли «гибридные санкции».
Евген МАГДА,
Институт мировой политики (Киев, Украина). Статья предоставлена iSANS специально для Reform.by