Отказ ЕС от импорта российского газа – вопрос времени 

Отказ ЕС от импорта российского газа – вопрос времени
Фото: facebook.com/tsoua2020

С начала нападения России на Украину одним из основных вызовов для ЕС стал вопрос – откажется ли Евросоюз от импорта энергоносителей из России. Звучали разные заявления: и о немедленном отказе, и о принципиальной невозможности это сделать. В итоге, похоже, решение где-то посередине: прекратить закупку всего, что можно уже сейчас и активная работа по сокращению импорта на протяжении ближайших лет вплоть до полной остановки закупок.

К настоящему моменту есть несколько исследований, авторы которых попытались найти варианты и возможности к замещению природного газа для Европейского Союза. Международное энергетическое агентство (МЭА) предлагает 10 шагов по сокращению зависимости от российского газа. Если эти меры удастся претворить в жизнь, то не исключено, что уход от использования российского природного газа произойдёт до 2030 года.

Также вышел документ Европейской Комиссии RePowerEU. В ближайшем будущем появятся более детальные работы, которые позволят точнее представлять объемы предстоящей работы, однако основное направление действий по сокращению зависимости от поставок из России определено.

Сейчас Европейский Союз импортирует около 380 млрд. куб. м. природного газа ежегодно. Из них 140 млрд. куб. м. импортируется из России по трубопроводам и еще 15 млрд. в виде сжиженного природного газа (СПГ). Всю систему поставок газа из России можно разделить на три условные части:

  • поставка по долгосрочным контрактам по газопроводам,
  • поставка по газопроводам по спотовым ценам (ценам, которые формируются на рынке в результате торгов),
  • поставка СПГ по спотовым ценам.

Некоторые долгосрочные контракты закончатся уже в конце 2022 года – речь идёт примерно о 15 млрд. куб. м. Расторгать их сейчас не имеет смысла – это лишь повлечет дополнительные затраты на судебные издержки и выплату штрафов. До 2030 год будет завершено долгосрочных контрактов на 40 млрд. куб. м. в год. МЭА предлагает не разрывать эти контракты, а ожидать их завершения и не заключать новых контрактов.

Если рассматривать возможности увеличения потребления нероссийского газа, то МЭА оценивает возможные объемы в 10 млрд. куб. из Азербайджана и Норвегии. Такой же объем увеличения альтернативных поставок ожидает и Еврокомиссия. Кроме того, терминалы в ЕС позволяют увеличить объем импортируемого СПГ на 60 млрд. куб. м. Однако сейчас нет свободных мощностей по производству природного газа. Это было видно по росту цен на газ в Европе и в Азии. Несмотря на значительное увеличение цен дополнительные объемы газа на рынок не поступили. Тем не менее, в ближайшие годы запланирован пуск нескольких новых производств СПГ. За один только 2022 год в мощности СПГ в США могут увеличиться с 98,3 млрд. куб.м. в год (данные EIA на ноябрь 2021 года) до 117,7 млрд. куб.м. в конце 2022 года (рост составит почти 20 млрд. куб.м.). А на 2024 год экспортные мощности СПГ из США будут увеличены до 168,6 млрд. куб.м.

Катар (также один из крупнейших поставщиков СПГ в мире) также увеличит мощности со 106 до 151 млрд куб.м. в год. Таким образом, за несколько ближайших лет объем производства СПГ может увеличиться более чем на 110 млрд куб.м. что позволит обеспечить максимальную загрузку терминалов ЕС и позволить заместить в значительной мере заместить природный газ, импортируемый из России. Более того, в течение нескольких лет ЕС может расширить мощности своих терминалов. В документе RepowerEU разработанным Европейской Комиссией, указывается что 50 млрд. куб.м. природного газа может быть заменено на СПГ в 2022 году и еще 50 млрд. до 2030 года. В целом это основная мера, которая на горизонте 8 лет позволит заместить две трети российского природного газа. При этом стоит отметить, что ни возможности по производству, ни возможности по получению и разжижению СПГ не позволяют обеспечить полное замещение природного газа в 2022 году.

Еще одной мерой, которая может быть применена в секторе газоснабжения, может стать обязательность заполнения подземных газохранилищ до определенного уровня (Еврокомиссия предлагает обеспечить уровень заполнения не ниже 90% к 1 октября). Это позволит более эффективно использовать производственные мощности поставщиков газа. Потребление природного газа больше в зимний период и сокращается к лету. При нехватке мощностей для поставки газа необходимо максимально выравнять график потребления, а значит нужно летом закупать газ для наполнения хранилищ, а зимой использовать этот газ, чтобы сократить рост импорта и необходимость закупать газ в Российской Федерации.

Кроме замены источников природного газа можно реализовать некоторые мероприятия по замещению природного газа на другое топливо.

Есть предложения по развитию биогаза и более активному использованию биомассы. Такие меры безусловно имеют определенную логику, потому как сокращают потребление природного газа и снижают выбросы парниковых газов, однако на их внедрение необходимо длительное время. Тем не менее, Еврокомиссия считает, что до 2030 года есть возможность производить до 35 млрд куб.м. биогаза. Но за 2020 год возможно увеличение замещения лишь на 3,5 млрд. куб.м.

Еще одним вариантом является замещение природного газа на водород. Произведенный водород можно подмешивать к природному газу до определенных концентраций (до 10%), тем самым сокращая потребления природного газа. Но производство водорода требует также инвестиций в установки по электролизу воды и сопутствующую инфраструктуру, что также займет много времени. Масштабное производство водорода — это дальняя перспектива (на горизонте до 2030 года). В 2022 году роста производства водорода для замещения природного газа не ожидается.

Описанные выше меры касались газоснабжения и замещения природного газа из Российской Федерации. Но есть еще ряд мероприятий по сокращению потребления природного газа. Три основные группы потребителей природного газа – это население (в основном на нужды отопления), промышленность (как на хозяйственно-бытовые, так и на технологические нужды) и энергетика (на производство тепловой и электрической энергии).

Европейская комиссия предлагает усилить меры по энергосбережению в жилых домах. По их расчетам, снижение температуры в домах ЕС на 1˚С позволит сэкономить 10 млрд. куб. м. газа. А в целом энергосбережение в жилых домах без сокращения комфортных условий позволит снизить потребление природного газа на 14 млрд. куб. м. уже в 2022 году и еще на 10 млрд. в будущем до 2030 года. Предлагается также развивать солнечные панели на крышах домов (2,5 млрд. куб. м экономии уже за 2022 год). Внедрение тепловых насосов может снизить потребление газа (за счет сокращения использования тепловой энергии) на 1,5 млрд. куб.м. Это небольшие эффекты, в сравнении с объемом потребления, но есть целый ряд подобных технологий, которые по крохам позволят значительно сократить потребление природного газа.

Использование природного газа в промышленности очень неоднородно; невозможно предложить какие-то технологии для повсеместного сокращения его потребления. Мероприятия по сокращению потребления природного газа на каждой технологии уникальны, поэтому для промышленности лишь в общих чертах определено направление на реализацию мероприятий по энергосбережению и электрификации (замещению природного газа на электрическую энергию).

Значительные объемы потребления приходится на энергетику. Потенциал замещения там также значительный. Для замещения природного газа есть отработанные технологии производства электрической энергии из ветра и солнца. Ожидается, что увеличение новых мощностей ветряной и солнечной энергетики позволят сократить потребление природного газа на 20 млрд. куб. м. в уже 2022 году.

Реализация всех описанных выше мер позволит практически полностью заменить российский природный газ. Остаточное потребление составит 13,5 млрд куб. м. (менее 10%). При этом еще 40 млрд. куб. м. будет поставляться под действующим долгосрочным контрактам.

Описанные выше меры требуют значительных усилий как в части инвестиционной деятельности, так и в дипломатической; также необходимо активно вовлекать в этот процесс население и промышленный комплекс. Но решение такой задачи будет невероятной победой в энергетической части противостояния. При этом долгосрочные мировые тенденции таковы, что даже если не удастся заменить весь природный газ в 2022 году, с каждым новым годом будут появляться новые возможности по замещению. Сам факт заявления ЕС об отказе от импорта природного газа из России является мощным сигналом для инвесторов и в сфере создания возобновляемых источников энергии, так и создания мощностей по производству СПГ. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать принятия ряда инвестиционных решений по расширению производственных мощностей, что упростит отказ от российского природного газа.

При реализации мероприятий по сокращению потребления природного газа можно сделать несколько рекомендаций: работу по увеличению использования СПГ необходимо координировать с другими крупными потребителями. Так как сейчас наблюдается в большей мере дефицит производства, то высвободить дополнительные мощности СПГ для стран ЕС можно не только создавая дополнительные производственные мощности, но также сокращая потребления в других странах (например Япония, Индия Китай).

Также, возможно, стоит пересмотреть планы по выводу из эксплуатации атомных и угольных блоков. Конечно, сохранение угольной генерации приведет к более высоким выбросам в атмосферу, но если учесть, что планируется заменить газовую генерацию на ВИЭ, то в будущем и угольные блоки будут заменены на ВИЭ, а не на газовые блоки как более экологичные. Данная мера несколько замедлит движение по климатическому треку в ближайшие годы, но в конечном итоге может даже упростить достижения климатических целей на горизонте 2050 года.

При прогнозировании объемов замещения не стоит забывать и такой фактор как рост потребления топлив с ростом экономики. Поэтому нужно учитывать, что не все дополнительное производство природного газа будет направлено на замещение газа из России. Часть этого прироста производства будет направлено в другие страны, где потребление природного газа будет увеличиваться. Однако данный аспект может лишь несколько отсрочить полный отказ от потребления природного газа из России, но не остановит тенденцию по замещению.

25.03.2022