Мессенджером Telegram в этом году ежемесячно пользовались 500 млн пользователей. Основное его отличие от других платформ — анонимность, отсутствие цензуры и неконтролируемое распространение информации. Эти возможности Telegram быстро стали востребованы кремлевсими медийщиками.
Для вбросов и последующего распространения нужной информации Кремль часто использует Telegram-каналы, которые администрируются из РФ. В дальнейшем эта информация быстро распространяется через сетки связанных между собой каналов и попадает в СМИ.
В топе русскоязычных политических каналов за апрель 2021 — каналы из России, Беларуси и Украины. Из 20 наиболее популярных — 13 каналов анонимные. Это создает идеальное поле для продвижения российских нарративов и делает Telegram удобным инструментом для проведения информационных кампаний и операций.
При этом, в отличие от традиционных медиа, распространение информации в Telegram ничего не ограничивает, и русскоязычные материалы активно репостятся в Украине и Беларуси. Это заметили в Кремле и параллельно с крупными российскими каналами ведут или контролируют сети более мелких — региональных, и в Беларуси, и в Украине.
Как Кремль научился контролировать Telegram
Большинство крупных Telegram-каналов о политике контролируются либо напрямую из Кремля, либо околокремлевскими структурами и группами влияния. Лояльность анонимных каналов стал результатом целенаправленной работы и масштабных денежных вливаний. Цель — попытаться контролировать настроения в интернете, дискредитировать оппозицию и отработать провластную повестку.
Одни каналы купили, владельцев других запугали и подчинили. К моменту отмены блокировки Telegram, которая длилась с апреля 2018 года по июнь 2020 года, Кремль получил полный контроль над политическим сегментом Telegram.
Направления работы по Беларуси
Научившись использовать Telegram для внутренних нужд, Кремль переносит те же методы для влияния и на Беларусь. Можно проследить четкие направления использования Кремлем подконтрольных каналов в отношении Беларуси.
Публикации направлены на поддержание идеи о необходимости углубления интеграции с Россией, дискредитацию и раскол беларусского протеста, создание образа врага из США, ЕС и Украины, формирование отношения к Лукашенко в зависимости от нужной на данный момент повестки.
Последнее удается особенно хорошо, поскольку Лукашенко, который следит за публикациями основных Telegram-каналов, и в первую очередь, как раз российских, является прекрасной мишенью для отработки методов рефлексивного управления.
После того, как протесты в Беларуси изменили характер из-за угрозы физического уничтожения их участников, главной задачей Лукашенко стала полная и быстрая зачистка внутреннего политического поля. Для того, чтобы к моменту конституционной реформы, даже ширмовой, не оставалось и намека на оппозицию. Этим сразу воспользовался Кремль, вбрасывая информацию о расколе в среде беларусской оппозиции.
Москве важно воспользоваться ситуацией и получить от Лукашенко такие уступки и обязательства, которые невозможно будет отыграть назад, как бы ни сложилась дальше политическая ситуация в Беларуси. Одновременно Россия продолжает принуждение Беларуси к углублению интеграции и усилению военного сотрудничества.
Протестный потенциал беларусского общества и поддержка Западом запроса белорусов на демократические изменения раздражают Кремль и заставляют его действовать активнее. Демонстрация общей угрозы со стороны Запада играет на руку и Лукашенко и Путину. Москве позволяет получить от Беларуси почти любые уступки, а Лукашенко — закрепиться и легализовать уничтожение политических оппонентов.
Кремлю пока не удалось закрепить в Беларуси полностью подконтрольных лидеров и политические проекты, которые одновременно могли бы отвечать и политическому запросу беларусов, и обеспечивать стратегические интересы России в регионе. Поэтому российская пропаганда вынуждена действовать избирательно и на данном этапе поддерживать и использовать легитимность Лукашенко. Одновременно продвигается тезис о том, что Лукашенко удержался у власти только благодаря Путину и Кремлю, но снова неблагодарен.
Кремль стремится играть на создание мнимой политической конкуренции в Беларуси, формировать подконтрольные политические партии и одновременно действовать на раскол возможного объединения сторонников беларусского протеста. Одним из методов Кремля, направленных на навязывание беларусам собственной повестки, являются вбросы информации про недовольство Россией Лукашенко и начало процесса транзита власти.
Для поддержания и усиления такой повестки Кремль использует контролируемые «утечки», «инсайды», «слухи». Эта конспирология распространяется через ряд крупных российских анонимных Telegram-каналов, которые задают тренд дальнейшим публикациям каналов и медиа из прокремлевского пула.
Как это работает?
Для того, чтобы понять как работает схема распространения информации через Telegram, рассмотрим несколько подобных вбросов на примере популярных Telegram-каналов. Возьмем анонимный Незыгарь и канал главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова «aavst», которые системно вбрасывают информацию, поддерживающую основное направление работы Кремля в отношении Беларуси. У канала Незыгарь сейчас 337 тысяч подписчиков, у Венедиктова — 133 тысячи.
23 декабря 2020 года Незыгарь написал: «в правительственных кругах в Минске говорят, что Лукашенко весной покидает президентский пост. На этом фоне западная партия явно попробует перехватить инициативу».
«Будут стараться увеличить количество своих сторонников среди депутатов и перехватить важнейшие посты в правительстве», — пост для достоверности подкрепляется цитатой неназванного, но точно близкого к «правительственным кругам» источника.
На фото — типичное сообщение со ссылкой на неназванные источники в Telegram-канале Незыгарь.
17 февраля Незыгарь пишет: «из Минска сообщают, что команда Лукашенко готовит «запасной аэродром» на Западе. Торг идет за условия ухода взамен на интересы Семьи. Гарантом соблюдения договоренностей может стать Ватикан».
23 февраля Незыгарь публикует сообщение о том, что «в Беларуси может быть выбран «ельцинский сценарий» транзита власти». Со ссылкой сразу на несколько источников как в России, так и в Беларуси сообщается: «Лукашенко в Сочи попросил еще полгода для завершения «транзита власти». Москва выступит гарантом соблюдения договоренностей во время «транзита». «Лукашенко должен до 1 мая провести встречу с оппозицией, включая членов КС, Латушко и Тихановскую. До 15 апреля Бабарико и Колесникова должны быть освобождены».
Реально происходящие события, как мы видим, подтверждают противоположное развитие ситуации. Прогноз Незыгаря о встрече Лукашенко с Латушко и Тихановской до 1 мая вряд ли оправдается, скорее наоборот, так как лидеров протеста режим обвинил в терроризме.
В последний месяц обсуждения ситуации в Беларуси не обходились без упоминания прогноза Алексея Венедиктова о некоей переломной дате 1 мая. 25 марта главный редактор «Эхо Москвы» на своем канале «aavst» публикует сенсационную информацию о том, что Лукашенко и оппозиция проведут переговоры при участии ОБСЕ и США. Венедиктов ссылается на телефонный разговор советника Госдепартамента США Дерека Шоле с главой беларусского МИД Владимиром Макеем. По информации Венедиктова, во время этого разговора обсуждались сроки и условия проведения переговоров оппозиции под руководством Светланы Тихановской с беларусской властью.
Оригинальный пост получил 90 тысяч просмотров в самом канале, и был широко распространен через другие медиа и Telegram-каналы, в том числе и Незыгарь. Это привело не только к виральному распространению «инсайда» Венедиктова, но и к тому, что околополитические обозреватели были заняты обсуждением — так ли это на самом деле, и состоится ли встреча Лукашенко с оппозицией.
Таким образом, даже самая невероятная информация, намеренно «слитая» в крупный Telegram-канал, получает широкое распространение и задает направление информационной повестке.
9 апреля Незыгарь поддерживает тему скорой передачи власти и сообщает, что «штаб Тихановской готовится к переговорам с Лукашенко». Теперь, правда, срок переносится и уточняется, что «процесс затянется до октября». Лоббирует переговоры на этот раз Германия, но в них снова активно участвует Макей, который «пообещал оппозиции освобождение политических заключённых, регистрацию партий, честные выборы в местные советы и закрытые уголовных дел в отношении лидеров оппозиции. Взамен Тихановская должна признать Лукашенко победителем выборов.»
21 апреля перед обращением Путина к Федеральному собранию Незыгарь публикует опрос «Что в послании Президента?» с вариантами ответов: «интеграция с ДНР и ЛНР», «интеграция с Беларусью», «последнее предупреждение Западу», что полностью поддерживает информационную накачку Кремля как накануне выступлением Путина перед Федеральными собрание, так и перед встречей Лукашенко-Путин 22 апреля.
На фото — опрос Telegram-канала Незыгарь, запущенный накануне выступления Путина перед Федеральным собранием 21 апреля.
Эти системные информационные «вбросы» призваны внушить белорусам веру в то, что РФ контролирует политические изменения в Беларуси и является определяющим фактором внутренней политики Беларуси независимо от фигуры лидера.
Попытки расколоть протестное движение
С использованием подконтрольных Telegram-каналов Кремль также стремится создать негативный образ лидеров белорусского протеста и внести раскол между основными группами. Этот процесс информационно подпитывается действиями беларусских силовиков. Кроме попыток выставить лидеров протеста террористами, российские пропагандисты используют следующие приемы:
- публикуют материалы о персоналиях, которые якобы будут фактически принимать решения при формальном лидерстве Светланы Тихановской ;
- вбрасывают информацию о расколе в протестном движении, используя для этого, в том числе, факты создания собственных политических партий Латушко и Бабарико;
- распространяют данные о близости лидеров протеста к топ чиновникам из окружения Лукашенко, в частности главе МИД Беларуси Макею;
- обвиняют партнерские организации Светланы Тихановской и близких ей лиц в сотрудничестве с всевозможными спецслужбами.
Примером стала кампания, направленная на дискредитацию единства беларусского протеста, а именно о наличии противоречий между Павлом Латушко и Светланой Тихановской, начатая еще осенью 2020 года. 4 ноября Незыгарь пишет, что «белорусская оппозиция раскололась на два лагеря. Один центр образовался в Литве во главе с Тихановской под присмотром агента ЦРУ Франтишека Вечёрко. В Варшаве правительство в изгнании возглавил экс-министр культуры Павел Латушко, теневым министром иностранных дел назначен Валерий Цепкало».
23 декабря Незыгарь со ссылкой на Telegram-канал ГопСельМаш опубликовал пост о том, что МИД Республики Беларусь под руководством Макея «оказался «чашкой Петри» для выращивания оппозиционеров» и что «одни из главных лиц оппозиции — Цепкало, Латушко внезапно работали послами». Примечательно, что у канала с 618 подписчиками, появилась публикация, которая набрала 80 тыс просмотров.
5 февраля Незыгарь снова перепостил материал ГопСельМаш, в котором экс-премьер Беларуси Сергей Румас назывался «в числе лидеров «правительства переходного периода». «Мол, Тихановская главой символической будет, а Румас — реальным руководителем правительства. Фигура экс-премьера называлась и в числе лидеров «правительства переходного периода». Этот пост также набрал более 78 тыс просмотров.
Анализ содержания и направленности Telegram-каналов показывает, что Кремль использует их, наравне с другими медиа, для проведения информационных операций в отношении Беларуси. Их основная задача — сдерживание протестных движений, дискредитация оппозиции и помощь Лукашенко в зачистке политического поля в Беларуси с одновременным давлением на него для достижения необходимых интеграционных уступок.
Внесение в информационное поле разнонаправленных месседжей и нарративов, приводит к созданию контролируемого хаоса. А это и является для Кремля наиболее выгодной ситуацией, ведь тогда навязать свою повестку Минску становится гораздо проще. Это касается и углубления интеграции с РФ, и оправдания необходимости усиления военного присутствия России в Беларуси, равно как создания и использования подконтрольных Кремлю политических проектов.
Мария Авдеева,
Европейская экспертная ассоциация, эксперт iSANS
The article is available in English Splitting up the Belarusian protest