В четверг в Минск прибыл с визитом представитель иранского генштаба Мохаммед Ахади, и состоялось первое заседание беларусско-иранской межведомственной комиссии по военному сотрудничеству. О том, что это значит, Reform.by на условиях анонимности поговорил с экспертом iSANS.
«Сотрудничество между режимом Лукашенко и Ираном, в том числе по обходу санкций, имеет давние корни. В этом контексте можно вспомнить несколько беларусских банков, которые попали под американские санкции за сотрудничество с Ираном. Сейчас сотрудничество приобрело более глобальный характер в том смысле, что Минск становится звеном в цепи Иран-Россия-Китай. По нашей информации, во время недавнего визита Лукашенко в Китай обсуждались не только двусторонние отношения, но роль Беларуси в этой цепи», – говорит эксперт.
Эксперт утверждает, что комиссия создаётся для реализации достигнутых ранее договоренностей.
«Беларусско-иранская межведомственная комиссия создаётся для практической реализации договоренностей, достигнутых во время визита министра обороны Беларуси Виктора Хренина в Иран и визита вице-президента Ирана Мохаммада Мохбера в Минск. Сейчас реализация тех договоренностей выходит на уровень конкретики. Иранские интересы в Беларуси включают производство колёсных тягачей, оптики, пусковых установок. Беларусь также может быть частью цепи по производству микросхем – совместно с Китаем. То же самое касается производства спутников.
Беларусь же заинтересована в производстве дронов, и она уже является звеном в производственной цепи для нужд России, поставляя части для сборки дронов «Герань-Шахед» в Елабуге. Поэтому межведомственная комиссия будет работать на постоянной основе. Кроме того, можно предположить, что в ближайшее время состоятся визиты Путина и Лукашенко в КНДР, где будут обсуждаться вопросы и возможности более плотного встраивания Северной Кореи в создаваемую ось. Такой визит Лукашенко, конечно же, будет согласован с Россией, как это было с визитом в Иран», – считает эксперт.
Эксперт iSANS полагает, что окончательное оформление оси Пхеньян-Пекин-Москва-Минск-Тегеран и определение методов взаимодействия внутри неё близки к завершению.
«Взаимодействие Беларуси и Ирана не ограничится военным и военно-техническим сотрудничеством. По «гражданской» линии будет идти речь о поставках беларусской сельхозтехники и удобрений. Возможно, беларусские специалисты займутся модернизацией иранских НПЗ. То есть можно говорить о том, что в финальную и максимально конкретную фазу входит формирование устойчивой оси: Пхеньян-Пекин-Москва-Минск-Тегеран, в которой Беларусь, которая уже превращена в площадку для обслуживания интересов России, будет теперь обслуживать и Иран. Если говорить по структуре взаимодействия, то это будет что-то вроде вертикально структурированного взаимодействия, когда часть бесприбыльных звеньев будет подпитываться звеньями с высокой маржой — финансовой или политической», – говорит эксперт.
Статья подготовлена для Reform.by