28 февраля появилось сообщение о том, что прокурор Международного уголовного суда (МУС) в Гааге Карим Хан инициировал расследование по факту вторжения российских войск в Украину, хоть страна не является участницей Римского статута МУС; он сослался на «наличие разумных оснований для начала расследования».
«Я также буду просить о поддержке всех государств-участников и международного сообщества в целом, поскольку мое Управление приступает к своим расследованиям», — сказал прокурор Хан; он уже поручил своей команде изучить все возможности сохранения улик.
Позже стало известно, что 7 и 8 марта международный суд ООН в Гааге проведет слушания по обращению Украины с обвинениями России в геноциде. Предметом слушаний станет поданная Украиной просьба определить обеспечительные меры.
Сразу же после обнародовании намерения прокурора Хана украинские волонтёры создали онлайн-платформу TRIBUNAL.UA для фиксации доказательств предполагаемых военных преступлений, которые российская армия совершила против народа Украины. Cобранные свидетельства, документы, фото- и видеоматериалы будут использованы в ходе будущего международного процесса. Учитывая то, что отношение украинцев к Лукашенко в резко ухудшилось, нет сомнений, что действия режима буду задокументированы на этой и других платформах, ведь уже многие Телеграм-каналы и фб-сообщества, например, «Беларускi Гаюн» или «Харитонов» посвящены присутствию российских войск в Беларуси и использованию её территории для атак на южную соседку.
В вышеупомянутом заявлении Карима Хана отмечается, что анонсированное им расследование охватит преступления, «совершенные любой стороной конфликта на любой части территории Украины». Европейские политики уже открыто называют режим Лукашенко агрессором в этой войне, так что неудивительно, если заветное желание оппозиционно настроенных беларусов «отправить Саню в Гаагу» воплотится в жизнь гораздо быстрее, чем на это рассчитывали те, кто принимал участие в протестах в 2020 г.
Уже почти ни у кого не осталось сомнений, что Александр Лукашенко, который постоянно использовал козырь «мирной и стабильной Беларуси», настолько растерял свой политический вес и самостоятельность, что предоставил территорию Беларуси для реализации российской агрессии и сейчас оказывает логистическую и военную помощь армии РФ. Как это случалось неоднократно, накануне нападения и в ходе этой войны беларусский диктатор нарушает обещания, данные согражданам ранее (например то, что российские солдаты после учений «Союзная решимость-2022» отправятся домой) и путается в собственных заявлениях и декларациях. Как iSANS сообщал ранее, на совещании с военными 24 февраля Александр Лукашенко подчеркнул, что беларусские возможные войска не принимают участие в «операции на Донбассе», но сразу же продемонстрировал готовность всё-таки отправить военных, «если они понадобятся России и Беларуси» (видео ОНТ), а также сказал, что Беларусь хотела бы разместить на своей территории «Искандеры» и С-400 «Триумф» и другую «современную технику», сообщив, что они уже «договорились с Путиным». Также он подтвердил, что с территории Беларуси были запущены ракеты по позициям в Украине, но, с его слов, это был вынужденный шаг, т.к. «на украинской стороне в нескольких километрах от границы с Беларусью были развернуты ракетные дивизионы, готовые в течение минут нанести удар по российским позициям». Кроме того, по информации очевидцев, в госпитали приграничных районов доставляют раненых российских солдат; также в Беларусь, возможно, везут тела погибших с целью скрыть истинное их число.
Но так как на первом месте у Александра Лукашенко — личные интересы и интересы его семьи, он все еще пытается выйти из ситуации хотя бы немного «чистеньким» и пока не даёт согласие на участие беларусской армии в наземных боевых действиях. Как известно, появление Путина на политической арене чуть более 20 лет назад стало огромным ударом для бывшего председателя совхоза «Городец», который в конце 90-х видел себя президентом уже даже не Беларуси, а РФ или Союзного государства, ведь Борис Ельцин старел, а молодой политик Лукашенко набирал популярность у той части российского электората, которая сохраняла ностальгию по советскому прошлому и «сильной руке». Когда стало ясно, что шанс на кремлёвский трон улетучился, он вынужден был поменять план действий. Лукашенко подчинил себе парламент, уничтожил оппозицию (в прямом и переносном смысле), окружил себя верными людьми и стал единоличным правителем Беларуси, обеспечив себе и семье безбедное существование на долгие годы. Он прекрасно понимает, что для сохранения такой ситуации он должен быть «вечным президентом», ведь самый, казалось бы, верный соратник может показать своё истинное лицо, если обретёт силу — ситуация в Казахстане только усилила страхи Лукашенко.
На фоне российского нападения на Украину проведение т.н. референдума в Беларуси померкло, но, как заявляет подконтрольный Лукашенко ЦИК, референдум состоялся — 65,16 % от пришедших избирателей (4 440 813 граждан Беларуси) высказались за предложенные режимом поправки в Конституцию РБ.
Согласно новому варианту, т. н. Всебеларусское народное собрание (ВНС) получило статус «высшего представительного органа народовластия» и огромные полномочия, а именно: снимать президента с должности в случае систематического нарушения им Конституции или в случае государственной измены; вводить военное и чрезвычайное положение; выбирать и снимать председателей и судей Верховного и Конституционного судов; формировать Центризбирком, а также рассматривать вопрос о легитимности выборов; давать обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам; принимать решение о направлении военнослужащих для участия в операциях за пределами Беларуси.
Одновременно новая Конституция вводит ограничения на количество президентских сроков (не более 2), но при этом обнуляет сроки Лукашенко – то есть он получит право выбраться еще дважды и остаться на посту президента до 2035 года. После ухода с поста экс-президенту гарантируется неприкосновенность, а также пожизненное место в составе ВНС и в Совете Республики.
Как видим, Лукашенко постарался перестраховаться со всех сторон, ведь в ВНС войдут абсолютно лояльные ему люди, которым невыгодна его смена. Еще до протестов 2020 г. стало очевидно, что Лукашенко желает сделать одного из своих сыновей своим «наследником», а для этого он выбрал стратегию «пересидеть» Владимира Путина, скармливая последнему обещания в вечной дружбе, сотрудничестве, интеграции взамен на финансовую помощь. Учитывая его особую привязанность к младшему сыну, не исключено, что в роли будущего лидера он видит Николая, которому в этом году исполняется 18 лет; при необходимости, верное ВНС всегда сможет принять решение о снижении возрастного ценза для кандидата в президенты. Но так как политика многовекторности провалилась и Лукашенко стал изгоем на международной арене, он фактически остался один на один с Владимиром Путиным, который пользуется моментом и оказывает на него грандиозное давление.
Если беларусская армия всё-таки присоединится к агрессивным действиям российских войск, которые уже успели совершить ряд военных преступлений (намеренная стрельба по жилым кварталам в городах, применение фугасных, фосфорных и кассетных снарядов и т.д.), весьма вероятно, что Лукашенко будет признан военным преступником наряду с Путиным, и в этом случае планы транзита власти ставятся под угрозу, ведь семья военного преступника нигде не будет чувствовать себя в безопасности
Видимо поэтому Лукашенко пока стремится сохранить даже те лохмотья, что остались от его репутации, не посылает беларусских солдат в Украину (и повсюду об этом рассказывает), надеясь в будущем объяснить ту поддержку, которую он уже оказал Кремлю, тем, что его «заставили».
Например, вчера Лукашенко заявил, что беларусские войска не будут участвовать в боевых действиях в Украине, но при этом подчеркнул, что в стране приведены в готовность средства ПВО, чтобы не допустить ударов по российским войскам.
«Беларусская армия никакого участия в боевых действиях не принимала и не принимает. Мы можем это доказать кому угодно. Более того, российское руководство никогда не ставило перед нами этот вопрос — о нашем участии в вооруженном конфликте. Мы и далее не собираемся участвовать в этой спецоперации в Украине. Нет такой необходимости. Мы прикрываем своими силами государственную границу от Бреста до Мозыря для предотвращения проникновения в страну радикалов, оружия.»
Более того, беларусские провластные СМИ и Телеграм-каналы, похоже, получили задание распространять идею «нас там нет» так же широко, как и дезинформационные сообщения Кремля. Например, новостное агентство БелТА цитирует Лукашенко: «Американцы признали: мы не видим, чтобы Вооруженные Силы Беларуси принимали участие в этой операции», Агентство телевизионных новостей (АТН) тоже приводит его слова: «Это в ответ на заявления наших беглых мерзавцев, которые развернули кампанию по всей Беларуси, что завтра эти, эти, эти части будут введены на территорию Украины. Никаких мною решений не принималось. И без моего решения эти части не могут быть выведены даже из казармы». И все посты от «официальных» источников тут же подхватываются блогерами и подконтрольными ТГ-каналами.
Более того, Лукашенко ещё не потерял надежду, что цивилизованный мир признает его легитимность и даже рассчитывает на роль миротворца в украинско-российской войне. Например, недавно турецкий лидер Реджеп Эрдоган обсудил с ним вопросы проведения переговоров между Киевом и Москвой и санкции против Беларуси и России. Политолог- «отбеливатель» Александр Шпаковский в связи с этим не преминул сделать следующий вывод: «В целом интересно: за последние 2 дня «нелегитимный» Лукашенко провёл телефонные переговоры с президентами Франции, России, Украины, Турции, выступил фактическим организатором переговорного процесса между Киевом и Москвой, который имеет все предпосылки для перехода в постоянный формат на беларусской площадке». Он же упрекнул «коллег, пребывающих в урапатриотическом угаре», которые считают, что Беларуси необходимо присоединиться к военной операции России, и называет такой шаг «серьёзной ошибкой, которая лишь укрепит тот негатив, который создан украинской и натовской пропагандой в отношении нашей страны».
Лукашенко может с ностальгией вспоминать февраль 2015 года, когда в беларусской столице появилась самая настоящая переговорная площадка и были подписаны Минские соглашения, но учитывая его позорную роль в текущей войне, Украина никогда не согласится отправить своих представителей в Беларусь, поэтому, видимо, лавры миротворца могли появиться только в чьём-либо воспалённом сознании. Но Лукашенко не желает отказаться от мечты и повсюду трубит о своей роли в организации теперешних переговоров на украинско-беларусской границе, хотя, учитывая его шаткое положение в собственной стране — ведь, напомним, в ней находятся русские войска — ему скорее стоит подумать о том, как не быть внесённым в список, который сейчас составляет гаагский прокурор, в качестве военного преступника №2. Шансы на это значительно возрастают, если беларусские парни пойдут по его приказу убивать украинских парней.
The article is available in English A dynastic transition is overshadowed by The Hague