Одним из важных контекстов нынешней беларуской революции свободы является контекст внешних связей и взаимодействий, все то, что многие аналитики и публицисты называют «геополитическим» фактором. Он, без всякого сомнения, присутствует в событиях в Беларуси с самого начала, создавая фон, который невозможно не принять во внимание. От того, каким образом этот фактор проявит себя в разного рода сценариях дальнейшего развития, может в целом зависеть судьба беларуской революции.
Сравним, как ведут себя по отношению к Беларуси два важных международных актера, составляющих некий костяк «геополитического» фактора, обсуждаемого сегодня в контексте актуальных событий – Европейский союз и Россия.
ЕС помогает – беларусaм
Европейский союз, пристально следящий за тем, что происходит в Беларуси, в стране, которая формально является участником его региональной программы «Восточное партнерство», решительно осудил фальсификацию результатов выборов и грубое насилие, совершаемое после выборов узурпатором Александром Лукашенко в отношении жителей страны. Евросоюз не признал подтасованные результаты голосования, призвал власть к диалогу с гражданским обществом и настаивает на проведении новых выборов, которые бы полностью соответствовали международным стандартам честных и свободных избирательных актов. США и другие страны коллективного Запада заняли схожую позицию, к ней присоединилась и соседняя Украина. Руководители высших органов Евросоюза и ведущие представители стран-членов ЕС поддержали беларуских граждан в их борьбе за свободу.
Победительница выборов Светлана Тихановская, которую тайная полиция режима Лукашенко насильно вывезла в Литву, взяла на себя роль главного представителя своей страны и ее граждан в особой – как с юридической, так и с политической точек зрения – ситуации. Она – избранная глава государства, не получившая, однако, официальное подтверждение своей победы на выборах, выданное соответствующим государственным органом (избирательной комиссией) и не вступившая в должность официально (т. е путем инаугурации). Однако эта формальная политико-правовая загвоздка не помешала Евросоюзу в его общении с Тихановской как с представительницей страны с особой легитимностью, вынужденной обстоятельствами.
Тихановская выступила перед членами Европейской комиссии и депутатами Европарламента, встретилась с министрами иностранных дел стран-членов ЕС в Брюсселе, с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким, с лидером польской оппозиции Дональдом Туском, с премьер-министром Литвы Саулюсом Сквернялисом. Как с фактической главой государства ней вел переговоры в Вильнюсе президент Франции Эммануэль Макрон.
В этой связи, к сожалению, непостижимую слепоту проявили лидеры стран Вышеградской четверки (V-4), которые, хотя и поддержали борьбу белaрусов за свободу oт тирании, отказались встретиться с де-факто избранной главой беларуского государства, с подачи чешского премьера Андрея Бабиша ссылаясь на необходимость некой сдержанности и осторожности (непонятно, чего они так испугались). Спустя несколько дней на этот раз уже V-3 (Вышеград без Венгрии) себя частично реабилитировала, когда в день тайной «инаугурации» узурпатора вместе с Латвией, Литвой, Эстонией, Германией, Данией, Канадой, США и Украиной отказалась признать Лукашенко действующим президентом (на следующий день весь ЕС занял такую же позицию).
Несколько недель в Еврооюзе решался вопрос о санкциях, которые будут наложены на режим Лукашенко за совершенные им преступления. Поначалу казалось, что основные дискуссии между странами-участницами развернутся о том, включать ли Лукашенко в санкционный список или там окажутся только его подчиненные.
После того как в начале сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Кипр (хронологическое соответствие с последующим событием неоспоримо, хотя причинно-следственную связь можно лишь предполагать, не исключая, что это всего лишь случайное совпадение по времени), это небольшое государство-член Евросоюза заблокировало процесс принятия санкций против минского режима. Для разблокирования создавшейся ситуации Кипр призывает к одновременному введению санкций против Турции в ответ на ее действия по подготовке добычи газа в Восточном Средиземноморье. Весь ЕС однозначно встал в этом вопросе на сторону Кипра, но этого оказалось недостаточно для кипрского правительства. Оно требует от ЕС безотлагательно утвердить санкции против Анкары. Какова связь между ситуацией в Беларуси, где кровь в буквальном смысле слова льется на улицах городов си диктатор использует террористические методы для подавления протестов, и резким столкновением экономических интересов двух соседних государств – помимо необходимости придерживаться одинакового подхода – позиция кипрского правительства не поясняет.
Но как бы то ни было, со способностью Евросоюза убедить одного из своих членов отказаться от объединения двух несовместимых повесток в единое целое, позиция ЕС как составной части демократического Запада, очевидна.
Евросоюз безоговорочно осудил Лукашенко (так же как и отдельные его государства-члены), поддержал протестующих граждан и заявил, что отвергает любое вмешательство внешних сил во внутренние дела Беларуси. Страны-члены ЕС предоставили убежище беларуским активистам, насильно депортированным из страны или бежавшим от преследований. Остающиеся на свободе представители беларуского гражданского общества сегодня пребывают (или укрываются от репрессий режима) в Вильнюсе, Риге, Варшаве, Брюсселе, Берлине и других городах Европы. Там же они организуют свои встречи с зарубежными представителями. Там, а не в Москве. Это важный и довольно характерный момент, значение которого нельзя недооценивать.
Россия помогает – Лукашенко
Почему упомянутый момент нельзя недооценивать? Потому что Лукашенко, который годами плел паутину своей фальшивой игры, представляя себя на Западе в качестве главного защитника независимой Беларуси от России (к сожалению, некоторые страны-члены ЕС в какой-то момент запутались в этой паутине и провели в 2016 году решение об отмене санкций, введенных против минского режима в ответ на политические репрессии) сегодня полностью перевел стрелки и, опасаясь потерять личную власть, вцепился в Москву как клещ.
Многие представители нынешнего гражданского протеста против Лукашенко, а также находящиеся в настоящее время в заключении кандидаты в президенты и другие активисты постоянно подчеркивают, что их деятельность не направлена против России, что они выступают за поддержание хороших отношений с Россией, с которой Беларусь связывают множественные узы.
Ключевую роль в нынешней ситуации играют политические отношения с Россией. Последние 25 лет именно Лукашенко формировал их контуры с беларуской стороны. Он был инициатором создания союзного государства, которое до последнего времени являлось скорее химерой нежели реальным государственным образованием. Сегодня эта химера, однако, может стать одним из козырей в руках Владимира Путина. В отличие от Евросоюза, Путин сосредоточен не на помощи гражданам Беларуси, борющимся за свободу, а на помощи диктатору, подавляющему граждан. Для этого имеется объяснение – как в контексте политической ситуации внутри самой России, так и в контексте «геополитических» (на самом деле чисто имперских) амбиций Путина.
Первый контекст прост. Он связан с авторитарным характером российского режима, с личным профилем Путина и с несвободными условиями, имеющими место в России. Российский президент поддерживает Лукашенко, потому что опасается, что его падение в результате народных протестов может оказать нежелательный мобилизующий эффект на российское население, недовольное ситуацией в своей собственной стране. Нельзя не видеть, с какой энергией сегодня Путин помогает сохранять власть сирийскому диктатору Башару Асаду и венесуэльскому узурпатору Николасу Мадуро. Автократический лидер Путин чувствует себя призванным помогать автократам-союзникам по всему миру. Сегодня он один из самых реакционных мировых политиков, способствующих подавлению политических свобод повсюду, где автократические лидеры, подобные ему, считают свободу граждан угрозой для их личной власти. Лукашенко стоит с ними в одном ряду.
Второй контекст более широк и сложен. Он связан с одним из приоритетов имперского направления в российской внешней политике и политической мысли. Владимир Путин – носитель этого направления в самой его радикальной форме. Среди прочих постулатов упомянутое направление включает в себя устойчивое неприятие независимости двух стран – Украины и Беларуси, основанное на убеждении, что не существует двух отдельных наций, украинцев и белорусов, что русские, украинцы и белорусы составляют единую русскую нацию и что лишь из-за двух революций в начале 20 века и 70-летнего существования Советского Союза как федерации отдельных национальных республик это единство было нарушено. Политика Путина по отношению к Украине (аннексия Крыма и попытка создать так называемую Новороссию, которая провалилась благодаря сопротивлению украинцев, защищавших свое государство от российских захватчиков и их местных агентов) раскрыла его подлинную цель – слом независимой государственности Украины и подчинение ее имперской России. Конечный замысел российской политики в духе Путина – территориальное поглощение Украины и Беларуси. С Украиной у Путина не получилось, сейчас, он возможно попытается сделать нечто подобное с Беларусью, которая меньше Украины по территории и населению, но сильнее чем Украина привязана к России, особенно экономически.
Ситуация в нынешней Беларуси при всех ее отличиях от ситуации в Украине в 2014 году (формальное существование союзного государства, степень экономической интеграции, уровень национальной самоидентификации населения, характер отношений между лидерами государств) схожа с ней в самом главном, существенном – в том, что люди выступили за свободу, демократию и достойную жизнь в собственном государстве. А это противоречит представлениям носителей российской имперской традиции, потому что, по их мнению, гражданская активность автоматически грозит «отделением» от России и движением в сторону Запада. Так было в 2014 году с Украиной, и так якобы может быть в 2020 году с Беларусью.
Отдельные беларуские оппозиционные политики и гражданские активисты могут до бесконечности повторять, что их целью не является расставание с Россией, что они хотят поддерживать с Россией хорошие отношения и не рассматривают возможность вступления Беларуси в западные экономические и политические (ЕС), а также оборонные (НАТО) структуры. Для имперцев вроде Путина и его окружения все это пустой звук. Они уверены, что все на самом деле устроено так, как предполагают они сами.
Поэтому российский лидер сосредоточился на сохранении власти Лукашенко, в том числе и в силу «геополитических» причин, чтобы «не пустить» Беларусь на Запад.
И делает он это очень последовательно. Однако, он поступает как раз так, что у «черных» – с его точки зрения – сценариев появляется реальный шанс сбыться. По сути Путин делает все для того, чтобы простые беларусы воспринимали Россию враждебно.
Вот список действий Владимира Путина в отношении Беларуси с начала мирных протестов 9 августа. Вот что он сделал во время беларуской революции свободы:
- немедленно признал победу Лукашенко на выборах, несмотря на убедительные доказательства фальсификации результатов голосования и несмотря на массовые гражданские протесты, вызванные этой фальсификацией;
- в реакции на чрезвычайно жестокое поведение беларуского ОМОНа в первые три дня после выборов похвалил его бойцов за якобы «аккуратное» отношение к гражданам;
- заявил, что в соответствии с достигнутой договоренностью с Лукашенко подготовил резервные силы из собственных спецназовцев, которые должны прийти на помощь беларуским коллегам в случае, если они не справятся с поставленной задачей. Затем он разместил эти резервные силы на границе с Беларусью. На борту двух самолетов ФСБ, приземлившихся в минском аэропорту в первые дни после выборов, прибыли кремлевские специалисты по внутренней безопасности, которым было поручено консультировать представителей режима о том, как можно эффективнее подавлять народные протесты;
- отправил в Минск десант из российских пропагандистов и редакторов, которые заменили местных журналистов, «аннексировали» белорусские телеканалы и начали распространять российские и про-лукашенковские нарративы. Помимо этого, белорусские государственные телеканалы включили в свое вещание материалы, подготовленные в Москве на редакционной кухне рупора кремлевской пропаганды Russia Today;
- встретился с Лукашенко в своей резиденции в Сочи, снова его поддержал в качестве якобы «законно избранного президента» и предоставил его режиму финансовую помощь в размере 1,5 миллиарда долларов;
- организовал совместные военные учения беларуской и российской армий на западных рубежах Беларуси.
Отдельные эксперты, занимающиеся вопросами внешней безопасности и обороны, указывают и на такую специфическую составляющую «геополитического» фактора, влияющего на отношения России с Беларусью, как так называемый Сувалкский коридор. Это менее чем 100-километровая зона на польско-литовской границе, отделяющая территорию северо-запада Беларуси от Калининградской области России. Расположение этой зоны наталкивает радикальных российских имперцев в военной форме на мысль о воыможности ее вооруженного занятия с целью отделения стран Балтии от их союзников по НАТО и их последующей оккупации. Потеря российскими войсками возможности нанесения такого удара в случае «отсоединения» Беларуси от России светит в головах российских военных стратегов как красный фонарь. А, как известно, Владимир Путин отличается особым пониманием «хотелок» своего генералитета.
Жыве Беларусь!
Если стратегический замысел Владимира Путина состоит в том, чтобы не допустить перемен в Беларуси и максимально «интегрировать» ее (что в понимании российского президента означает поглотить) – а он пока действительно ведет себя в соответствии с этим замыслом, тогда единственной реальной силой, способной воспрепятствовать этому замыслу или как минимум серьезно осложнить его осуществление, являются беларусы, простые граждане, которые уже 8 недель протестуют против диктатуры под бело-красно-белыми национальными флагами и с национальной символикой и не сдаются. Они уже сегодня дают понять, что Беларусь не будет сломлена, что она не Россия и никогда Россией не будет. Когда нынешняя демократическая Европа обдумывает свои подходы к этой стране, чтобы ей помочь, она должна внимательно прислушаться к лозунгу, который простые беларуские граждане скандируют на площадях и улицах белорусских городов – «Жыве Беларусь!».
***
Григорий Месежников – словацкий политолог, президент братиславского Института общественных проблем (IVO), эксперт iSANS.
***
Эта статья опубликована в рамках проекта «Грамотность в Интернете для редакторов и администраторов публичных страниц в социальных сетях», управляемого iSANS и поддерживаемого грантом Международного Вышеградского Фонда.