Инцидент с рейсом Ryanair 

Инцидент с рейсом Ryanair
Фото: iSANS

18 мая был закрыт самый популярный интернет-портал страны TUT.by. Помимо редакции обыски прошли и у журналистов – было арестовано 15 сотрудников издания.

Кроме того, в воскресенье 23 мая Лукашенко пошел на прямой акт государственного терроризма. Белорусский истребитель принудил рейсовый самолёт авиокомпании Ryanair, который летел маршрутом Афины – Вильнюс, к посадке в аэропорту Минска. После принудительного приземления был арестован основатель и экс-редактор оппозиционного Telegram-канала Nexta Роман Протасевич.

Евросоюз будет вынужден усилить санкции против Лукашенко. Об этом уже заявили Польша и Литва. Великобритания предупредила о «серьёзных последствиях». А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг назвал ситуацию «опасным инцидентом, который требует международного расследования».

Главы министерств иностранных дел Чехии, Германии, Латвии, Польши, США, Эстонии, Ирландии, Литвы, Великобритании подписали совместное заявление, которое осуждает угрозу применения насилия к гражданскому самолёту. Действия Лукашенко были актом пиратства на маршруте между двумя странами-членами НАТО и ЕС.

Полиция Литвы уже начала два расследования по факту посадки самолёта в Минске – в связи с захватом самолёта и в связи с принудительной посадкой. Такая резкая реакция существенно увеличивает вероятность скорого усиления санкций против Беларуси.

Зачем же самопровозглошенный президент Лукашенко пошел на такое обострение? Особенно в ситуации, когда активные протесты в стране подавлены, а его власти в краткосрочной перспективе ничего не угрожает?

От ответов на эти вопросы зависит оценка дальнейших шагов Лукашенко.

Охота на оппозиционера

«Похоже, меня кгбэшник в аэропорту пас… Прикол еще в том, что он был следующим в очереди на проверку документов, но просто развернулся и ушел. Уже в самом гейте. Он еще пытался мои документы снять на телефон, когда я электронные формы открывал», – написал белорусский оппозиционер Роман Протасевич перед отправлением самолёта.

Очевидно, что силовики (белорусские или российские) давно «вели» Протасевича. Как только самолёт Ryanair вошел в белорусское воздушное пространство, белорусские диспетчеры начали требовать от него экстренной посадки, мотивируя это информацией, что на борту может быть взрывчатка. Команду развернуть самолёт отдал лично Лукашенко.

В небо подняли истребитель МиГ-29 ВВС Беларуси, вооруженный ракетами класса «воздух-воздух», который фактически принял участие в захвате пассажирского самолёта. Он вынудил самолёт развернуться примерно за 30 километров от литовской границы. Продержав самолёт и пассажиров около пяти часов в аэропорту Минска, самолёту дали возможность продолжить полёт – ожидаемо, никакой взрывчатки на борту не было.

В то же время, по данным белорусской оппозиции, из Минска не улетели шесть пассажиров: двое белорусов и четверо россиян. Среди них – Роман Протасевич, арестованный сразу после приземления. Появилась также информация об аресте его девушки.

На родине Протасевичу грозят обвинения по статьям, которые предусматривают заключение сроком до 15 лет. Ему инкриминируют совершение «умышленных действий, направленных на разжигание социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности». Кроме того, в случае предъявления обвинений в терроризме, ему может грозить смертная кознь. Напомним, Беларусь остаётся единственной европейской страной, где до сих пор не отменена смертная казнь.

«Когда парень узнал, что мы идём на посадку, он запаниковал. Нас всех вывели из самолёта, собаки обнюхали наши вещи. Этого парня отвели в стороны, его вещи выбросили на взлётно-посадочную полосу. Мы спросили, что произошло. Он сказал, кто он и добавил: «Здесь меня ждёт смертная казнь». Он уже немного успокоился, но дрожал. Рядом с ним всё время стоял офицер, вскоре его увели», – описывает ситуацию один из пассажиров.

«Акт государственного тероризма»

Принуждение транзитного самолёта к посадке при помощи истребителя – беспрецедентное действие. Хотя бы потому, что государства гарантируют беспрепятственный авиатранзит через своё воздушное пространство. Такое брутальное нарушение международных норм привело к острой реакции западных стран. Некоторые мировые лидеры уже напрямую назвали действия Минска государственным терроризмом.

«Я решительно осуждаю задержание Романа Протасевича белорусскими властями после захвата пассажирского самолёта компании Ryanair. Это акт государственного терроризма», – пишет польский премьер Матеуш Моравецки.

Аналогичные оценки и у литовского премьера Ингиды Шимоните.

А президент Литвы Гитанас Науседа призвал обсудить эту ситуацию уже 24 мая на саммите ЕС. «Я призываю НАТО и ЕС немедленно отреагировать на угрозу, которой является для международной гражданской авиации режим в Беларуси», – добавил он.

Предпримет ли ЕС решительные действия?

Самым сильным ответом стало бы признание белорусского режима террористическим. В то же время, пока этот шаг кажется маловероятным. Более вероятным выглядит решения о приостановке авиатранзита через белорусское воздушное пространство, включая полёты в и из Беларуси, а также полёты белорусской авиакомпании «Белавиа». К этому решению уже сейчас призывает ICAO – Международная организация гражданской авиации. Этот шаг как минимум приведёт к усилению международной изоляции Лукашенко и снизит возможности для финансирования преступного режима. В то же время, не исключено, что даже этот шаг будет непосильным для ЕС – и лидеры европейских стран ограничатся очередными выражениями обеспокоенности, перенеся вопросы новых санкций на потом.

«Самострел» Лукашенко

Действия Лукашенко уже вызвали бурное восхищение многих «друзей Путина» – в том числе и в Украине. Кроме представителей ОПЗЖ, таким «оказался» и депутат от «Слуги народа» Евгений Шевченко, которые поддерживает работу белорусского КГБ.

Возникает вопрос: зачем белорусскому диктатору это нужно?

Вероятность того, что ЕС не ограничится глубокой озабоченностью и введёт новые санкции, довольно высока. Особенно принимая во внимание демонстративное пренебрежение международным правом со стороны Минска. Новые санкции, даже если они не будут очень жесткими, лишь усилят проблемы в белорусской экономике – и это усилит зависимость Лукашенко от финансовых дотаций РФ. Учитывая это, достаточно сложно привести весомые аргументы в пользу ареста Романа Протасевича таким способом.

Telegram-канал Nexta приобрел значительную популярность в начале белорусских протестов, позже его влияние снижалось вместе с численностью протестных акций. Зачем же создавать себе новые проблемы с Западом в ситуации, когда протесты в стране фактически подавлены, и в ближайшей перспективе режиму Лукашенко ничего не угрожает?

С конца прошлого года противникам Лукашенко еще ни разу не удалось провести масштабной уличной акции. Белорусской власти удалось блокировать протест во время Дня воли 25 марта, после чего сколько-нибудь массовых акций неповиновения в стране не было.

Похожая ситуация и с недавним закрытием портала TUT.by – которая также вызвала острую реакцию Запада. Статус СМИ у портала отозвали еще в прошлом году – в начале протестов. То есть власти могли закрыть этот портал в любой момент, но не сделали этого. И такое отсутствие реакции имело свои причины. TUT.by – не просто крупнейший информационный портал Беларуси, который читала почти половина интернет-пользователей страны. Это был независимый, а не оппозиционный портал. Соответственно, закрытие TUT.by вынудит его читателей переходить на новые площадки. И вряд ли это будут провластные СМИ. То есть, такими действиями власть подталкивает белорусов к большей радикализации.

Таким шагом Лукашенко окончательно зачищает внутреннее политическое поле и демонстрирует населению Беларуси: протесты подавлены, и теперь пришло время заняться всеми несогласными. У нас долгие руки, и мы вас достанем где угодно.

В закрытии TUT.by, и в аресте Протасевича есть кое-что общее: они мало влияют на ситуацию внутри Беларуси, зато создают крупные международные проблемы для Лукашенко.

И этому может быть как минимум два объяснения.

Система самоуничтожения

Одним из главных секретов политического долголетия самопровозглашенного президента Беларуси является умение балансировать на отношениях между Западом и Россией. Вынужденное сближение с РФ после очередных западных санкций обычно длилось несколько лет, после чего Лукашенко начинал постепенное размораживание отношений с Западом, выпуская политзаключенных и несколько либерализуя режим.

Так было и в прошлый раз – санкции, введённые в 2010 году, были частично приостановлены в 2015-м. И это постоянно позволяло Лукашенко уворачиваться от объятий Путина и избегать более глубокой интеграции с РФ.

Такая стратегия давала белорусским политологам основания предполагать, что через определенное время официальный Минск снова попытается возобновить диалог с Западом. И хотя преступления, совершенные против собственного населения после выборов 2020 года существенно снижают вероятность нового потепления с Западом, они не до конца его исключают – ранее Лукашенко сходили с рук даже убийства политических оппонентов.

Исходя из этой логики, нынешние действия Минска выгодны прежде всего Кремлю, т. к. дополнительно сужают и без того незначительное поле для диалога Лукашенко с Западом, и делают его еще более зависимым от России.

В таком случае участие российских спецслужб в спецоперации вокруг самолёта Ryanair действительно выглядит достаточно реальным. Как и заинтересованность РФ в дальнейшем ухудшении отношений между Минском и Западом.

В то же время, версия с прямым вмешательством РФ не поясняет других громких событий: закрытия TUT.by, приравнивания национальной бело-красно-белой символики к нацистской, принятия закона, который позволяет силовикам применять боевое оружие против участников протестов.

Поэтому более вероятным выглядит другое объяснение.

Протесты 2020 года существенно повлияли на режим Лукашенко. Если раньше там находилось место и для «системных либералов», то теперь их окончательно заменили силовики.

Но опора исключительно на силовиков имеет свои особенности. Теперь белорусский режим обречен на поиск всё новых и новых врагов – силовикам нужно демонстрировать свою незаменимость. И хотя в краткосрочной перспективе это позволяет удержать ситуацию под контролем, это одновременно сокращает дни режима. Построенная Лукашенко политическая система постепенно переходит в режим самоуничтожения.

 

Мария Авдеева,
Европейская экспертная ассоциация, эксперт iSANS

Юрий Панченко,
редактор «Европейской правды»

Источник: Европейська Правда 

 

 

The article is available in English Incident with a Ryanair flight

24.05.2021