Развилка будущего: «план Маршалла для Беларуси» или «план Путина»? 

Развилка будущего: «план Маршалла для Беларуси» или «план Путина»?
Фото: Pikabu.ru

Беларусь подошла к опасной развилке, в которой у страны осталось два принципиальных сценария будущего.

Первый — реальный диалог старой и новой власти (при участии первого президента или без). Ради сохранения гражданского мира этот сценарий приемлем для всех, кроме верхушки старой номенклатуры и МВД, которые в случае успешного мирного транзита и восстановления независимой судебной системы теряют всё — включая свободу. Сейчас побег или арест Лукашенко  при таком развитии событий — вопрос нескольких недель.

Второй вариант — полный отказ старой власти от любого диалога с абсолютным большинством граждан Беларуси (то есть, сторонниками победившей на выборах Светланы Тихановской). Этот сценарий означает критическое ухудшение внутриполитической стабильности вплоть до начала гражданской войны, о готовности к которой уже бравурно заявил [пока ещё] министр обороны Виктор Хренин.

Пока мы наблюдаем стремительное развитие ситуации по второму сценарию, которое за несколько недель может стать уже необратимым и привести к фактическому исчезновению Беларуси как независимого государства. Окно возможностей стремительно сужается. Со стороны старой власти остались всего три группы людей, которые могут остановить эти процессы и начать диалог. Для этого региональные элиты, средний уровень чиновников и спецслужб должны в ближайшие два месяца массово заявить об отказе считать Лукашенко легитимно избранным президентом и непризнании результатов выборов.

После того, как 18 августа во внутриполитическую ситуацию по приглашению Лукашенко открыто вмешалась Россия и в Минск были доставлены пять групп российских советников (АП РФ, Правительство РФ, ФСБ, армия РФ, и МИА «Россия сегодня»), совместными усилиями российских специалистов и клана Лукашенко началась операция по «донбассизации» Беларуси. Проигравший выборы первый президент Беларуси под руководством консультантов из Москвы сейчас целенаправленно разжигает гражданский конфликт в середине Европы. Лукашенко осознал, что подавляющее большинство жителей страны не просто не поддерживают его: люди объединились в желании избавиться от узурпатора. Поэтому сейчас он действует по принципу «так не доставайся ты никому».

«Донбассизация» Беларуси силами клана Лукашенко, МВД Беларуси и российских советников проявляется в трёх плоскостях:

  1. Радикализация пропаганды в государственном медийном поле (фактически — медиахолдинге олигарха Лукашенко). Сюда можно отнести откровенную ложь, дегуманизацию победившей на выборах стороны, язык вражды, продвижение нарративов о противостоянии жителей восточных и западных регионов Беларуси, вбрасывание несуществующих программных тезисов Тихановской (запрет русского языка и т.д.).
  2. Использование административного ресурса для создания картинки массовой поддержки Лукашенко в формате «антимайдана». Сюда входят автомобильные «парады» на машинах без номеров, согнанные под угрозой увольнения митинги бюджетников, продвижение онлайн-пабликов и рекламы дегуманизирующих Тихановскую и её сторонников.
  3. Провокация прямого столкновения между участниками митингов за уход Лукашенко и митингов «#ябатька», которые координируют силовики и сотрудники аппарата администрации президента Беларуси (пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт была замечена в паблике «Автопробег МИНСК ЗА ПРЕЗИДЕНТА!!!! За батьку! За Беларусь!», участие в котором принимают автомобили спецслужб, государственных организаций, и даже «Бентли Бруклендс», который предположительно, является арестованным имуществом бизнесмена Виталия Арбузова).

В условиях отсутствия поддержки внутри страны Лукашенко остаётся опираться только на МВД. В ситуации, когда внутри других силовых структур назрело серьёзное неприятие милицейского насилия и вседозволенности, Лукашенко рискует полностью потерять контроль внутри страны до инаугурации.

При этом в западных странах уже начинает формироваться консенсус о непризнании Лукашенко легитимным лидером страны после «обнуления» президентского срока в момент инаугурации. И в этой ситуации у страны развилка «диалог старой и новой власти либо гражданский конфликт» метафорически может быть обозначена иначе – «план Маршалла для Беларуси» или план Путина.

«План Маршалла» – это разрешение ситуации, в которой происходит неподконтрольный Кремлю диалог и процесс транзита власти. В ходе транзита и после Беларусь получает экономическую и институциональную поддержку демократического сообщества, которая должна сделать транзит страны, реформы политической, экономической и социальной сфер быстрым и максимально безболезненным, особенно для уязвимых групп и слоёв общества.

При этом демократическая Беларусь сама будет решать, где и в каких блоках и договорных образованиях ей состоять.

Такой переход всё еще возможен, пока советники Кремля ещё не закрепили свои позиции и не завели процесс «донбассизации» Беларуси до той точки, когда цивилизованный мир будет готов на любые договоренности с Кремлем относительно Беларуси – лишь бы прекратить кровопролитие.

И если в случае Украины ставка делалась только на восточную часть страны, в случае Беларуси идёт речь о всей стране.

Именно поэтому сейчас Кремлю важно затянуть процесс начала переговоров старой и новой властей и попытаться если не развязать, то сымитировать гражданский конфликт, чтобы обеспечить себе выгодные позиции для торга и присвоения процесса транзита.

Это должны понимать и беларусские элиты, которые будут втянуты в процесс колониального присвоения Кремлём, и Запад, который может оказаться втянут в ловушку Нормандского формата переговоров – но уже о судьбе Беларуси.

Именно для такого втягивания Запада в переговоры о судьбе Беларуси сейчас идут сигналы от Кремля на Запад о готовности провести транзит, при этом параллельно в Минске Лукашенко озвучивает «угрозу» со стороны Литвы и Польши, и возможность вмешательства в формате ОДКБ. Все вместе должно напугать Запад возможностью уже военной российской интервенции в Беларуси и склонить к переговорам о судьбе Беларуси через ее голову.

22.08.2020