Флаг на продажу 

Флаг на продажу
Фото: Пресс-служба Лукашенко

Выступая в пятницу с посланием к белорусскому народу и «парламенту» Александр Лукашенко продолжил линию агрессивной риторики в отношении соседних стран.

В течение последней недели он уже угрожал «ломануть так, что мало не покажется» совместно с Россией и о готовности к войне с соседними странами. Тогда он говорил о напряженности на границах с Польшей и Украиной. В эту пятницу Лукашенко рассказал о возможной войне с Литвой.

«Разве это нормально, что Литва, 1,5 млн человек всего осталось из 4 млн в советские времена. Я же бывал в этой стране — во что она превратилась. Войну открыла с Китаем. Зачем? Ладно, Китай далеко, но вы с Беларусью зачем воюете, вы зачем товары наши в порт не пускаете? Зачем? Вы же к войне просто ведете, сегодня к экономической, а завтра — к горячей!»сказал он, рассказывая о запрете транспортировки калийных удобрений из Беларуси через литовскую территорию.

Кроме того, фактический руководитель Беларуси пригрозил потерей государственности Литве и другим странам Балтии: «С Литвой надо разговаривать жестко, но прагматично, принуждая к выполнению договоренных обязательств, отвечая на их действия соразмерно. Я просто хочу по-человечески сказать нашим друзьям, родным близким литовцам. Не дай бог вы развяжете войну с другими балтийским государствами. Это будет означать конец вашей государственности и вашему развитию», — сказал Лукашенко.

В том же обращении он пообещал «вернуть Украину в лоно славянского братства».

«Для Запада важно утопить в крови российско-украинское братство. Наше славянское братство… Как бы кому не хотелось, мы вернем Украину в лоно нашего славянства. Мы это обязательно сделаем», — сказал он, не уточнив, что именно он имеет в виду, какие методы планируются при таком возвращении, а также не рассказав о мнении народа Украины на эту тему.

Но больше всех, пожалуй, досталось и Польше, которой Лукашенко припомнил участие в разделе Чехословакии в 1938 году, обвинил в эскалации вдоль границы, организации «цветных революций» в Казахстане, России и Беларуси. Также он повторил обвинения руководителя Госпогранкомитета Беларуси Анатолия Лаппо, которые ранее заявлял, что польские спецслужбы планируют похищение одного из беларусских пограничников, добавив, что они надеются обменять похищенного пограничника на польского перебежчика Эмиля Чечко. В этом свете Александр Лукашенко назвал польскую сторону «фашистами», сказав, что польские силовики убили на границе «сотни тысяч» (!) мигрантов. Кроме того, Александр Лукашенко заявил, что «Польше нужна вся Беларусь».

В общем, враждебные высказывания Лукашенко во время обращения коснулись всех соседей Беларуси, кроме России. И готовность воевать руководитель Беларуси выразил со всеми ними, за исключением Российской Федерации.

Александр Лукашенко даже рассказал, что именно предпримет для повышения готовности к боевым действиям. Он сообщил, что полтора-два миллиона человек должны уметь пользоваться стрелковым оружием (Это почти половина трудоспособного населения. Население Беларуси – 9,3 млн человек, а трудоспособное население – 4,8 млн. – прим. iSANS), а страна должна иметь его в достатке, что Беларусь уже «замахнулась» на разработку и производство самого современного ракетного оружия. Кроме того, он сказал, что беларусский военпром уже «поставил на поток» создание беспилотной авиации, стрелкового оружия и боеприпасов, современных средств связи и автоматизации, военной оптики и иной продукции. Также Александр Лукашенко заявил, что в войска территориальной обороны должно быть мобилизовано 300 тысяч человек, то есть, все, находящиеся в запасе (на данный момент численность войск территориальной обороны – 120 тысяч человек – прим. iSANS).

Это амбициозные задачи, но взгляд на реальное положение вещей вызывает сомнение в их реалистичности. Численность Вооруженных Сил Республики Беларусь 65 000 человек, но 25 тысяч – это гражданские сотрудники. 40 000 являются военнослужащими. Причем, лишь небольшая часть из них является профессиональными военными. Так, доля контрактников в ВВС и войсках ПВО— 33 %, в сухопутных войсках— 23 %, специальных войсках— 20 %, а силах специальных операций 12 % контрактников. Остальные – срочники со сроком службы 18 или даже 12 месяцев.

Количество боевой техники, тем не менее, впечатляет. На январь 2021 года это по оценкам разных ресурсов от 535 до 601 танков по разным данным, 932 БМП, 333-482 самоходных орудий. Но всё это советская техника 30-40-50 летнего возраста, прошедшая ту или иную степень модернизации. В составе ВВС 81 боевой самолёт, 12 ударных вертолётов и 26 транспортных вертолётов. Военно-транспортной авиации практически не существует. Она состоит из двух самолётов Ил-76 и двух или шести небольших Ан-26. Стоит напомнить, что 200 белорусских военных из миротворческой роты добирались в Казахстан на российских транспортниках. О боеспособности беларусской авиации можно судить по тому факту, что за время своего существования без единого дня боевых действий она потеряла в катастрофах 12 лётчиков, 10 самолётов и 2 вертолёта. Зато убила двух престарелых американских воздухоплавателей, 9 французских миротворцев и сбила воздушные шарики.

Для сравнения: польская армия превосходит беларусскую в разы практически по всем показателям 120 тысяч «штыков» против 45 беларуских. Население, и, соответственно, мобилизационный потенциал выше в 4 раза. У Польши втрое больше истребителей и БТР, в 9 раз больше транспортных самолётов, в 7 раз больше транспортных вертолётов, 9 разведовательных самолётов специального назначения против нуля у Беларуси. Примерный паритет имеется лишь в танках – 863 против 601 и самоходной артиллерии – 609 против 482. Но в польском случае наряду с модернизированной техникой советских времён в строю находятся новейшие образцы западной техники. В сравнении с восьмой год воюющей украинской армией, где более двухсот пятидесяти тысяч активных военнослужащих с боевым опытом и 2,5 тысяч танков и новейшие образцы западного вооружения беларусская «военная мощь» – исчезающе малая величина.

Скорее имеет смысл сравнение с балтийскими странами. Вместе Литва Латвия и Эстония могут противопоставить Беларуси 28 тысяч военнослужащих, что вполне сопоставимо с 40 тыс. беларусских, превзойти Беларусь по количеству БТР (более 1000), часть из которых значительно превосходит беларусские, и более 100 самоходных орудий, что меньше, чем у Беларуси, но значительная часть балтийских САУ превосходит стоящие на вооружении Беларуси. Так, на вооружении Эстонии стоят новейшие южнокорейские 155-милимметровые К9 «Thunder» («Гром»), который с высокой точностью выстреливает в течение 5 секунд 3 снаряда на расстояние до 40 км. Беларусь имеет подавляющее преимущество в танках, самолётах и ударных вертолётах, которых у стран Балтии просто нет. Но это преимущество нивелируется высокой степенью насыщенности трёх балтийских армий противотанковыми комплексами NLAW, Javelin, Carl-Gustaf и противовоздушными Stinger второго или третьего поколений. Кроме того, с самого момента восстановления государственности в начале 90-х все три балтийских государства создавали и развивали невероятно мотивированную структуру территориальной самообороны. Уровень же мотивации беларусских военных, которые второй год в лучшем случае спокойно наблюдают, а в худшем — активно участвуют в избиении собственного народа и убийствах ответственных граждан – можно лишь предполагать.

Но самым слабым и в значительной степени смехотворным местом является военный бюджет. Этот показатель напрямую не говорит о боеспособности страны, но влияет на профессионализм, мотивацию, материальную и технологическую оснащенность вооруженных сил государства. Страны, входящие в НАТО стремятся к тому, чтобы выделять на оборону стандартные 2% ВВП. Беларусь выделяет на армию более 4% ВВП, но это говорит не о хорошем финансировании армии, а о хилости беларусской экономики, состояние которой, кстати, также является важным показателем готовности к современной войне. На армию в 2022 году Беларусь выделила 723 млн долларов. Военный бюджет Украины почти USD 12 млрд, бюджет не воюющей Польши даже больше – 14.5 млрд, то есть, больше в 20 с лишним раз. Военный бюджет Литвы в полтора раза больше беларусского – USD 1,146 млрд. Превосходит беларусские военные расходы и небольшая Латвия – USD 854. Лишь немного Беларусь опережает только Эстонию – USD 713, млн против беларусских 723-х.

С учётов всего вышеизложенного можно констатировать, что все агрессивные заявления Александра Лукашенко лишены реального наполнения. И их стоит рассматривать лишь как декларацию готовности предоставить возможность действия под чужим флагом российским силам. Иными словами, при данном раскладе в случае реального обострения роль, отводимая беларусской армии – роль российского «ихтамнета», которая позволит проводить операции, в которых Российская Федерация не хотела бы «светиться», либо легализовать проводимые Россией операции, как «международные» по примеру Казахстана, когда наличие незначительных сил из Беларуси, Армении, Таджикистана, позволило назвать введение российских сил «международной миротворческой миссией».

 

29.01.2022