Лукашенко в роли прокси 

Лукашенко в роли прокси
Фото: Reform.by

Свое обращение к парламенту и народу Беларуси Александр Лукашенко умудрился транслировать с минимальной субъектностью как главы государства. И это плохая новость для поклонников его талантов политического эквилибриста.

Интересный факт: хотя обращение Лукашенко было обнародовано за 4 недели до референдума, на котором граждане Беларуси должны высказать свое отношение к конституционным изменениям, он практически не коснулся трансформации Основного Закона. Не будем искать в этом конспирологию, куда вероятнее, что Александр Григорьевич полагается на старую поговорку «Закон как дышло: куда повернул – туда и вышло».

Хотя Лукашенко на этот раз выступал в цивильном костюме, многократные примерки камуфляжа с лампасами в предшествовавшие бенефису дни и недели отложили отпечаток на риторику Лукашенко. Он предстал в роли политика, выполняющего вспомогательные функции для российского Кремля. Возможно, именно так Александр Лукашенко видит свою роль в функционировании Союзного государства. Или – как вариант – пытается быть полезным для Путина в контексте «атаки с примкнутыми штыками» на международное право, обретшей вид «предложений по мерам безопасности», с которыми в декабре минувшего года выступила России.

Инициативы Лукашенко можно разделить на «соседские» и «глобальные». Интересно, то среди соседних государств была обделена его вниманием Латвия, зато Польше, Литве и Украине досталось по полной программе. Польшу он обвинил в стремлении установить контроль над всей территорией Беларуси, а не только над «восточными кресами». В стремлении Польши доминировать в регионе Лукашенко увидел стремление к гегемонии. Литве он и вовсе посулил перспективу лишиться государственности в случае войны с Беларусью.

Храбрость Лукашенко имеет любопытный нюанс: он игнорирует тот факт, что и Литва, и Польша являются членами НАТО, а Североатлантический альянс в последнее время находится в повышенном боевом тонусе из-за агрессивных заявлений России.

Не менее интересно другое: Лукашенко во время одного и того же выступления назвал беларусов и «миротворцами по природе» (посетовав, что Запад постарался лишить страну статуса донора стабильности), и наследниками ратного подвига наших отцов, которым чуждый ложный пацифизм. Не знаю, успокоила ли беларусскую общественность «двойка» Лукашенко в отношении перспектив войны: в случае нападения на Беларусь или на Россию, но подобные утверждения (вкупе с обещанием наращивать производство оружия и усиливать территориальную оборону) вряд ли успокоят самых разных соседей Беларуси.

Умиляет обещание Лукашенко «вернуть Украину в наше общее лоно славянства». Любимый Кремлем посыл о «триедином славянском народе», похоже, настолько дискредитирован, что его отправили продвигать сателлита из Белой Руси. В контексте недавних заявлений Лукашенко о разворачивании Украиной своих войск в приграничных с Беларусью районах остается поинтересоваться, какой инструментарий собирается официальный Минск задействовать в своей «славянской» миссии. Вопрос, как говорится, не праздный, поскольку украинская армия воюет восьмой год и превосходит белорусскую практически по всем показателям.

Отмечу, что агрессивных заявлений в адрес Лукашенко представители украинской власти не делали ни разу за все годы его пребывания у власти.

В глобальном контексте Александр Лукашенко с политруковской прямотой обрушился на Запад, выстреливая обвинения в самых разных внешнеполитических грехах. Это и использование санкционного инструмента (видать, в Кремле настойчиво попросили об этом упомянуть), и оценки происходящего с пандемией коронавируса, и стремление Запада провести приватизацию в Беларуси и «оптимизировать» здравоохранение и образование в стране. Безусловно, этими выпадами Лукашенко пытался достать своих оппонентов, которым публично предложил «ползти на коленях и каяться», при этом ухитрившись одновременно предложить Западу помощь в сохранении лица.

Выступление Лукашенко перед все еще преданными сторонниками сложно назвать президентским посланием не только по причине непризнания этого статуса большинством государств Европы. В конце концов, он продолжает ходить на работу в президентский дворец. Проблема в другом: в условиях разворачивающегося кризиса международных отношений он сделал ставку на обслуживание чужих интересов (пусть и союзных донельзя), но сделал это сбивчиво, неубедительно и неинтересно. Его спич сложно перевести на язык твитов, которыми между собой коммуницируют современные политики, в нем не оказалось ключевой идеи – защиты интересов Беларуси и ее суверенитета от вполне очевидных угроз. По сути Лукашенко оказался кремлевским прокси, только не на военной, а на внешнеполитической арене.

 

The article is available in English Lukashenko as a proxy

06.02.2022