The Washington Post: Выборы, которые неожиданно встряхнули беларусского диктатора 

The Washington Post: Выборы, которые неожиданно встряхнули беларусского диктатора
Фото: Natalia Fedosenko / Reuters

Американская газета The Washington Post опубликовала в рубрике «Мнение» статью исполнительного директора iSANS Влада Кобеца и международного эксперта, бывшего помощника Госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Дэвида Кремера о ситуации в Беларуси. Reform.by предлагает перевод этой статьи.

***

Когда неожиданно оказалось, что накануне выборов, которые пройдут в Беларуси 9 августа, долговременному беларусскому правителю Александру Лукашенко противостоит воодушевленная оппозиция, ему потребовалось достать из шляпы какого-нибудь кролика. Как удачно, что как раз в этот момент он раскрыл «заговор» против себя и страны, на этот раз – со стороны России.

В минувшую среду беларусские власти объявили об уголовном расследовании в отношении 33 сотрудников ЧВК Вагнера, российскую организацию, вовлеченную в нечистоплотную деятельность в таких местах, как Украина, Сирия и Ливия. Подразделения белорусского КГБ – да, он до сих пор так называется – арестовали россиян в санатории рядом с беларусской столицей. Власти заявляют, что остальные 170 боевиков все еще находятся по всей стране. Кремль резко отвергает беларусские обвинения.

Постсоветская Россия действительно имеет длинную историю вмешательства в беларусские дела, а обстоятельства в последнее время словно сговорились о том, чтобы поставить Лукашенко в уязвимое положение. Он проигнорировал эпидемию коронавируса, оставив бизнес и граждан наедине с ней, хотя опросы показывали, что подавляющее большинство предпочли бы решительные действия против вируса. Экономика, которая стонет от десятилетий плохого управления, находится на грани коллапса.

Это объясняет, почему последние митинги оппозиции собирали огромные толпы людей.

Игра Лукашенко устаревает, и люди по горло сыты 26-ю годами его авторитарного правления.

Особенно это касается молодого поколения. Вчерашние подростки и поколение двадцатилетних хотят перемен и не стесняются об этом заявлять. Они хотят жить в свободной демократической стране. Интеграцию в Европу, несмотря на все вызовы, связанные с ней, они предпочитают ориентации на Россию. И когда ищут новости о том, что происходит в стране, они больше верят социальным сетям, а не официальным источникам информации.

Лукашенко почуял запах жареного и прибег к знакомым трюкам. Три оппозиционных кандидата были исключены из предвыборной гонки. Двое из них – блогер и лидер протестов Сергей Тихановский и банкир Виктор Бобарико – брошены в тюрьму по сомнительным обвинениям.
Светлана Тихановская заняла место своего мужа, добившись регистрации своей кандидатуры. Она внезапно стала основным оппонентом Лукашенко, несмотря на его абсурдные аргументы о том, что президентский пост – для мужчин, а не для женщин.

Жены и соратницы других кандидатов, которым было отказано в регистрации, объединились вокруг Тихановской и стали политической силой. Несмотря на опасения, связанные с пандемией, эти женщины собирают беспрецедентные предвыборные демонстрации по всей стране.

Тысячные толпы собираются даже в небольших провинциальных городах, в которых не было протестов в прошлом. То, что Тихановская – преподаватель лингвистики, а не политик – притягивает к ней избирателей. В случае своей победы она обещает проведение новых свободных и справедливых выборов в течение шести месяцев.

Официальные СМИ педалируют тему предполагаемого заговора России как доказательства того, что Москва лишит Беларусь независимости, если Лукашенко не победит. Это нельзя полностью игнорировать. Хотя беларусам и правильно советуют опасаться Кремля, им также нужно иметь в виду, что нынешнее шаткое положение является результатам некомпетентного брутального руководства.

Ведь это именно Лукашенко поставил страну в состояние уязвимой зависимости от давления России, включая подписание в 1999 году договора о создании «союзного государства» с Россией. Лукашенко считал, что этот договор позволит ему в конечном итоге возглавить объединенное государство. Вместо этого договор стал основным инструментом для потенциального введения страны под прямой контроль Москвы.

Диктатура Лукашенко – это основная причина того, что отношения его страны с Западом десятилетиями находились в состоянии глубокой заморозки.

Несмотря на недавнее потепление в отношениях с Западом, которые включали неблагоразумный визит в Минск Госсекретаря Майка Помпео 1 февраля, у западных лидеров нет иллюзий. Лукашенко не рассматривается ни как друг ни как решение проблем своей страны. Если Лукашенко «выиграет» – а это наиболее вероятный сценарий, учитывая его длинную историю фальсификации выборов – Западу стоит оказать максимальное давление, чтобы прекратить репрессии со стороны государства и призвать к национальному диалогу с оппозицией и гражданским обществом.

На свободных и честных выборах беларусы скорее всего проголосовали бы за смену руководства и переориентацию на Запад. Ни Лукашенко, ни Москва этого не хотят. Ставки высоки, и западные лидеры лидеры должны четко показать, что они поддерживают свободный и честный процесс и народ Беларуси, несмотря ни на что.

Эта статья также доступна на Reform.by.

The article is available in English How a surprising election has jolted the dictator of Belarus

03.08.2020