Связанные одной целью. Евроинтеграция Украины и Молдовы и влияние российской пропаганды 

Связанные одной целью. Евроинтеграция Украины и Молдовы и влияние российской пропаганды
Фото: Unsplash / Christian Lue

Получение в июне 2022 года Украиной и Молдовой статуса кандидатов на членство в Европейском Союзе, безусловно, является только частью продолжительного процесса евроинтеграции двух соседних государств. От их истории успеха во многом зависит дальнейшее развитие событий в регионе и на постсоветском пространстве в целом. Понимают это и в Кремле, поэтому активно используют пропагандистские инструменты в обеих странах.

Брак по расчету

Откровенно говоря, в Украине было неоднозначно воспринято получение Молдовой статуса кандидата на членство в ЕС. Такая реакция хороша объяснима: украинская заявка на вступление в Европейский Союз в конце февраля 2022 года стала асимметричной реакцией на широкомасштабное вторжение России. Молдова вместе с Грузией (та статус кандидата на вступление в ЕС не получила) воспользовались благоприятным для себя моментом, постучавшись в двери ЕС. Отмечу, что формальный повод для таких действий у Кишинева и Тбилиси был – в июле 2021 года в Батуми было официально объявлено о создании Ассоциированного трио – формата взаимодействия Украину, Грузии и Молдовы по согласованию европейской интеграции этих стран.

Следует признать, что отношения между Киевом и Кишиневом трудно назвать радужными, хотя Владимир Зеленский и Майя Санду относятся к категории «новых лиц» в политике. Но разница в политическом опыте (Санду имеет более продолжительную политическую карьеру, одно участие в «катапультировании» Влада Плахотнюка летом 2019 года многого стоит) сказывается. Плюс нужно напомнить о злоключениях судьи Николая Чауса: исчезнувший из Кишинева беглый служитель Фемиды из Украины неожиданно появился на Родине, рассказав душещипательную историю о своем похищении. Действия неназванных спецслужб заметно охладили отношения  между Киевом и Кишиневом. Говорят, что Санду вполне однозначно высказала свое недовольство Зеленскому во время встречи в Батуми. Замечу, что в августе 2021 года Кишинев посетил заместитель главы кремлевской администрации Дмитрий Козак, встретившийся с Майей Санду. Козак также был в курсе переговоров о газовом контракте для «Молдовагаз», завершившихся подписанием неподъемного для экономики Молдовы 5-летнего документа.

Немного истории

Конфликт на берегах Днестра ярко вспыхнул 30 лет тому назад, весной-летом 1992 года. Его результатом стало провозглашение непризнанной Приднестровской Молдавской республики, расположенной на левом берегу Днестра. Там был сосредоточен промышленный потенциал Молдовы, вокруг Тирасполя на протяжении последних лет продолжались многочисленные финансовые операции непубличного характера. Небольшая территория стала настоящей серой зоной общеевропейского значения, где позволяли себе сомнительные бизнес-операции не только представители России и Украины (украинские паспорта есть у руководителей самопровозглашенной ПМР), но и бизнесмены из ЕС. У большинства жителей самопровозглашенной ПМР в наличии по несколько паспортов, но в случае участия в выборах в Молдове они традиционно голосуют за представителей левых сил. Остатки 14-й российской армии сложно назвать реальной военной силой, с территории ПМР проводят преимущественно информационно-психологические операции или могут отправить диверсантов, не более того. Ни количественный состав российского «миротворческого» контингента, ни состояние его вооружений не предполагают участия в серьезных боевых действиях.

Попытки Кишинева урегулировать конфликт в Молдове, добиться реинтеграции республики привели к появлению в 2003 году «меморандума Козака». Дмитрий Козак всерьез занимался проблемами Молдовы, рассматривая ее как полигон для отработки инструментов влияния на постсоветском пространстве. Почти 20 лет назад он предлагал создать «асимметричную федерацию» Молдовы и Приднестровья с сохранением автономии за Гагаузией. Появление такого лоскутного государства вряд ли усилило бы позиции Кишинева, это понял и президент Молдовы Владимир Воронин, в последний момент отказавшийся подписывать ранее парафированный им документ.

Весной 2009 года Кишинев охватили протесты, связанные с результатами парламентских выборов, на которых триумфальную победу одержала Партия коммунистов Республики Молдова. Протестующие захватили на короткий срок здание Президентуры и парламента Молдовы, их действия заставили провести пересчет голосов на парламентских выборах, благодаря которому коммунисты утратили возможность избирать президента.

В 2014 году Молдову всколыхнул банковский скандал, ведь из финансовой системы страны за ее пределы было выведено около миллиарда евро. Немало граждан республики работают за границей, да и сами размеры экономики республики свидетельствуют, что сумма для большинства граждан была астрономической. Кроме очевидных коррупционных проявлений, этот скандал подорвал веру граждан Молдовы в ее политиков осуществлять эффективную евроинтеграцию.

Я привожу ряд фактов из новейшей истории Молдовы прежде всего для понимания очевидной тенденции: в ее информационном пространстве хватает «больных мозолей», на которые может умело наступать российская пропаганда. По оценкам социологов, не менее трети граждан Молдовы испытывает симпатии к России, а борьба официального Кишинева против информационной агрессии была далеко не всегда последовательной. К примеру, запрет на ретрансляцию российских теленовостей в Молдове действовал в 2018 – 2020 годах, потом был отменен, чтобы его снова в июне 2022 года ввели депутаты правящей партии «Право и справедливость». Однако ограничить работу анонимных Телеграм-каналов властям не удается, и те последовательно создают параллельную реальность в интересах Кремля. Впрочем, не только они: еще в феврале 2021 года «Одноклассники» поступались популярностью в Молдове только Facebook.

Агрессия как момент истины

Молдова, как известно, граничит только с Румынией и Украиной. Это защищает ее от непосредственного военного вторжения со стороны России, хотя и не исключает провокаций из непризнанной ПМР. При этом всерьез рассматривать перспективы десанта в Тирасполе не приходится, интернационализация конфликта Кремлем осуществляется по другим алгоритмам. Россия стремится раскачать ситуацию в Молдове, чтобы использовать ее при благоприятном развитии событий как плацдарм для наступления на Украину.

Отмечу, что власти Молдовы не давали поводов для недовольства России. К примеру, вскоре после начала широкомасштабного российского вторжения Молдова отказалась продать Украине шесть истребителей  МиГ-29, которые сама не использует. Эта ситуация не улучшила взаимопонимание между двумя странами, зато стало понятным, что Молдова не намерена отступать от собственного нейтрального статуса даже для помощи соседу, оказавшемуся под ударом Кремля. Стремление команды Санду не обострять отношения с Россией в целом было понятным, хотя и не дальновидным.

Отмечу, что Молдова приняла около полумиллиона украинских беженцев, из которых около 100 тысяч осели на территории этой небольшой и не самой богатой европейской страны. Солидарность с Украиной, проявившаяся в подобном гостеприимстве, свидетельствует о приверженности Молдовы европейским ценностям. Президент Санду уже в конце февраля 2022 года посетила центры для украинских беженцев на территории Молдовы.

В апреле – мае 2022 года власть Молдовы запретила использование «георгиевской ленты» при праздновании Дня победы над нацистами. Ответ России оказался асимметричным: в информационном пространстве Молдовы появились предположения о вторжении ВСУ в Колбасную – населенный пункт на территории непризнанной ПМР. Там на артиллерийских складах сосредоточены десятки тысяч тонн боеприпасов, вывезенных туда в конце 80-х – в начале 90-х годов ХХ века. Сомнительно, что в этих залежах взрывчатых веществ есть хотя бы тысяча пригодных для использования снарядов, но российская пропаганда ставила перед собой совсем иную цель: она пыталась продемонстрировать готовность Вооруженных Сил Украины вторгнуться (подобно российской армии) на территорию другого государства. Этого не случилось, а после восстановления Украиной контроля над островом Змеиный в Черном море вероятность и вторжения России в Молдову существенно снизилась: без контроля над воздушным пространством региона попытка десантной операции выглядит стопроцентной авантюрой.

Россия сделала ставку на хорошо знакомые ей гибридные методы воздействия. Эпицентром недовольства политикой Майи Санду летом 2022 года стала Гагаузская автономия. Ее возглавляет башкан Ирина Влах, известная заигрыванием с пророссийскими силами. В августе протесты с пророссийскими лозунгами и острой критикой в адрес Кишинева охватили немало населенных пунктов автономии, основой экономики которой является сельское хозяйство. Стоит напомнить, что весной этого года именно в Гагаузии пытались организовать противодействие запрету «георгиевской ленты» на территории всей Молдовы, но без особого успеха. На этот раз власть Молдовы сработала по принципу кнута и пряника, соединив проведение в Гагаузии антитеррористических учений полицейского спецназа с финансовыми субвенциями населенным пунктам через голову башкана автономии.

В сентябре протесты были перенесены в Кишинев, правда, их движущей силой были не гагаузы, а представители партии «Шор», лидер которой, Илан Шор, подозревается в причастности к краже миллиарда долларов из банковской системы Молдовы. Шор пытался найти подходящее для себя место в политической системе страны, пребывая на постоянном месте жительства в Израиле, но не нашел лучшего способа, как сотрудничать с российскими спецслужбами. Впрочем, информированные источники утверждают, что Шор умело контактирует с некоторыми руководителями Службы информации и безопасности Молдовы. Отмечу, что в ноябре 2022 года к протестам «шоровцев» присоединились коммунисты и социалисты Молдовы (представленные в парламенте, как и партия «Шор»), ряд направленных против власти  заявлений сделал и примар (мэр) Кишинева Ион Чебан. О своей готовности вернуться в политику Молдовы заявил и Влад Плахотнюк, и этот шаг можно назвать серьезным триггером для Майи Санду.

Власть Молдовы в сложившейся ситуации стала заложницей экономической слабости страны. Зима 2021/2022 года стала серьезным испытанием для многих граждан страны, поскольку тарифы на жилищно-коммунальные услуги серьезно выросли. Масла в огонь добавило и заявление премьер-министра Наталии Гаврилицы, признавшей, что рост ВВП страны в 2022 году будет нулевым. Россия, и без того ограничившая ввоз молдовской аграрной продукции на свою территорию, перешла в экономическое наступление, объявив о сокращении поставок газа Молдове на старте отопительного сезона. В конце ноября в российской энергетической монополии заявили об «оседании предназначенного для Молдовы газа на территории Украины». Несложно догадаться, что энергетические инструменты и дальше будут фактором давления России на Молдову.

Отмечу, что попытка сменить премьера в ноябре 2022 года оказалась неудачной, несмотря на наличие в парламенте большинства партии «Действие и солидарность» (PAS). Внутренние противоречия не позволили оперативно продавить замену Натальи Гаврилицы на Дорина Речана, секретаря Высшего совета безопасности и сторонника сильной руки. Теперь правительство Гаврилицы, судя по всему, станет «магнитом» для негатива, хотя заявлением об экономической ситуации в стране отметилась и Майя Санду. Накануне конференции доноров для помощи Молдовы президент страны подчеркнула, что 65% своих доходов граждане Молдовы этой зимой потратят на оплату энергоресурсов.

Стоит отметить, что анонимные телеграм-каналы «Мамалыга и Токана», «Гений Карпат» и ряд других продолжают раскручивать результаты обнародования взломов частной переписки антикоррупционного прокурора Вероники Драгалин, министров внутренних дел Анны Ревенко и юстиции Серджиу Литвиненко, экс-парламентария, а с недавних пор – министра экономики Думитру Алайбы. Манипуляторы умело демонстрируют гражданам Молдовы информацию с претензией на компрометирующий характер, не дожидаясь решения суда и упиваясь собственной анонимностью. Интересно, что в Украине аналогичная сеть каналов – «Легитимный», «Резидент» и другие, объединенные в единую сеть – четко маркированы спецслужбами как элементы российского влияния.

Испытание на прочность

Очевидно, что путь Украины и Молдовы в Европейский Союз будет непростым, и он займет достаточно продолжительное время. Рассчитывать на евроинтеграционный блицкриг не стоит по ряду субъективных и объективных причин. Поэтому предлагаемые меры для обеих государств являются актуальными:

  • Провести аудит существующих взаимных претензий и обеспечить постоянный диалог для их разрешения на основе принятых в ЕС правовых механизмов;
  • Интенсифицировать процесс диалога и взаимодействия по вопросам европейской интеграции;
  • Принять участие в формировании Балто-Черноморского нарратива, способного быть действенной альтернативой «русскому миру»;
  • Осуществлять европейскую интеграцию на основе добрососедства и реализма.

The article is available in English Tied to the same goal. European integration of Ukraine and Moldova and the influence of Russian propaganda

29.11.2022