Энергоснабжение Республики Беларусь в случае остановки поставок энергоресурсов из Российской Федерации 

Энергоснабжение Республики Беларусь в случае остановки поставок энергоресурсов из Российской Федерации
Фото: Unsplash

Скачать .PDF (1,69 Mb)

Действия России по созданию энергетического кризиса в Европе показывают, что в случае изменения политического режима в Беларуси возможна остановка газоснабжения и нефтеснабжения или ограничения на поставку энергоресурсов. Поэтому при оценках энергетической безопасности такой сценарий необходимо рассматривать как вероятный. При ограничении поставок энергоресурсов в первую очередь необходимо обеспечить конечное потребление всех видов топлив и тепловой энергии. В Беларуси 100% потребителей имеют доступ к электрической энергии. Следовательно, любое ограничение на уровне конечного потребления будет замещено на использование электрической энергии. Эффективность использования электроэнергии по первичному топливу будет значительно ниже (например, электронагрев или использование электроплит потребляет значительно больше первичной энергии, чем использование газа или дров). Таким образом, при любой ситуации необходимо сохранить объемы поставок топливно-энергетических ресурсов на конечное потребление, при этом стимулирование использования местных видов топлива положительно скажется на общей надежности энергоснабжения.

1.   Базовый сценарий

Выполнен прогноз состояния энергетического комплекса после пуска двух блоков атомной электростанции (далее – АЭС), но при нормальном уровне энергоснабжения. Данный сценарий будет рассматриваться как базовый. Результаты моделирования в других сценариях будут сравниваться с базовым. Пуск АЭС сокращает потребление природного газа приблизительно на 4 млрд куб. м. Основное сокращение потребления газа наблюдается в работе конденсационных электростанций (далее – КЭС), которые значительно сокращают производство электрической энергии. Также несколько сокращается производство электрической энергии на теплоэлектростанциях (далее – ТЭЦ) и увеличивается производство тепловой энергии на котельных.

2.   Сценарий без поставок природного газа

При прекращении поставок природного газа в конечном потреблении изменение наблюдается только в части сокращения экспорта. Останавливается экспорт электрической энергии. Хотя после пуска АЭС и рассинхронизация энергосистем Украины и Беларуси экспорт и так невозможен. Ограничивается потребление природного газа на неэнергетические нужды, однако это ограничение не более 10%. Существенно снижается экспорт биомассы, так как максимизирует использование местных ресурсов на собственные нужды.

Существенно изменяется режим топливно-энергетического комплекса. ТЭЦ практически полностью переходят на использование мазута. Котельные также частично переходят на использование мазута насколько это возможно, но здесь возможности значительно ниже (сокращение потребления около 30%). КЭС будут работать только на мазуте.

В данном сценарии нет ограничений на поставку нефти, поэтому вместо сокращения экспорта наблюдается увеличение импорта нефти. Поставки нефти из России увеличиваются с 15,3 до 22,7 млн тонн, что практически соответствует техническим ограничениям беларуских нефтеперерабатывающих заводов.

Реализация этого сценария предполагает импорт газа из Литвы в объеме 1 млрд. куб. м. и дополнительно 5 млрд. куб. м. газа из Польши. При этом учитывается, что в хранилища будут заполнены полностью – объем хранения составляет около 1 млрд куб. м.

3.   Сценарий полной остановки энергоснабжения из Российской Федерации

В данном сценарии импорт и нефти и газа из Российской Федерации остановлен. Конечное потребление энергоресурсов в данном сценарии обеспечивается по всем группам потребителей и всем видам топлива, но экспорт всех нефтепродуктов останавливается.

Режимы работы АЭС, ТЭЦ, КЭС и котельных для данного сценария принципиально не изменяются относительно сценария без поставок газа. Переработка нефти сокращается до 12,2 млн тонн.

Ситуация с поставками газа аналогичная предыдущему сценарию – 1 млрд куб. м. газа из Литвы и еще 5 млрд. куб. м. из Польши. Поставки нефти в основном будут через балтийские страны — 6 млн тонн, а также через Польшу – 3 млн тонн. Поставки из Польши могут осуществляться по магистральному нефтепроводу «Дружба» в реверсном режиме. Поставки из Литвы можно осуществлять только по железной дороге. Для поставки 6 млн тонн в течение года необходимо осуществлять поставку около 5 составов в сутки. Это достаточно много, хотя железная дорога может без проблем пропустить такие объемы поставок. Возможны ограничения по мощности разгрузки нефти на нефтеперерабатывающие заводы, особенно учитывая необходимость параллельной загрузки нефтепродуктов, однако в случае таких ограничений можно закупать сразу мазут на мировом рынке. В этом случае ограничение на мощности по приемке и отгрузке нефти не будет.

4.   Дополнительные возможности

В модели не учитывалась возможность поставки электрической энергии из Литвы. Сейчас поставка невозможна по политическим причинам, однако после смены политического режима в Беларуси мы можем получать около 1 ГВт мощности или 8,7 млрд кВтч. Литва отказалась от импорта электроэнергии из Беларуси из-за пуска АЭС, однако экспорт электроэнергии из Литвы в Беларусь юридически возможен.

Существуют возможности поставки нефти из Казахстана используя нефтетранспортную систему России. Возможно, этот механизм сохранит свою функциональность даже в случае ограничений на поставку нефти, как сегодня работает в отношении поставок нефти в Германию из Казахстана. С другой стороны, остановка покупок российской нефти была инициирована немецкой стороной, а не российской, и, вероятно, если бы инициатором была Россия, то Казахстан также не смог бы поставить нефть в Германию.

В модели не рассматривались мощности в других странах, хотя существующий уровень развития газотранспортной системы ЕС позволяет обеспечить дополнительные поставки природного газа в Польшу, например из Германии, который в дальнейшем можно экспортировать в Беларусь.

5.   Административные и юридические риски

Кроме технических ограничений существуют риски административных и юридических ограничений. В 2011 году вторая половина ОАО «Белтрансгаз» была продана ПАО «Газпром». С этого момента все магистральные газопроводы Беларуси, а также подземные газохранилища принадлежат российскому газовому монополисту.

Эта ситуация позволяет предположить, что в случае политически мотивированной остановки поставок природного газа из России для управления газотранспортной системы могут быть недоступны также хранилища и газ, находящийся в них.

Более того, осуществляя оперативное управление ОАО «Газпром Белтрансгаз Беларусь» (новое название проданного ОАО «Белтрансгаза») ОАО «Газпром» может отказаться от покупки газа из альтернативных источников. Путей реализации такого сценария достаточно много, начиная от открытого отказа от закупок до саботирования процесса закупок газа как затягивания сроков платежей, переговоров и подписания договоров. На этот случай необходимо предусмотреть возможность передачи оперативного управления ОАО «Газпром Белтрансгаз Беларусь» для действий в интересах Беларуси.

6.   Превентивные меры

Подготовку к таким событиям можно начинать уже сегодня. Для этого необходимо реализовать ряд мер, который позволяет повысить надежность газоснабжения Беларуси в случае ограничения поставок газа из России:

  • Провести консультации с операторами литовской и польской газотранспортной и нефтеснабжающей системы с целью подтверждения наличия возможности поставок расчетных объемов газа и нефти в Беларусь с использованием их инфраструктуры;
  • Заключить соглашения высокого уровня (меморандумы, рамочные соглашения), о процедурах обращения за поставками газа, принципами ценообразования и др. юридическими и техническими процедурами по нефте- и газоснабжению;
  • Провести консультации с юристами, специализирующимися на делах в Стокгольмском арбитраже относительно вариантов и перспектив пересмотра соглашения о продаже Белтрансгаза и ограничений на газоснабжение, которые там прописаны или получения компенсации за прекращение поставок природного газа из России.

7.   Направления развития инфраструктуры

Кроме аварийных мероприятий уже сегодня можно говорить о мероприятиях по развитию энергоснабжающей инфраструктуры и реализации мер по сокращению зависимости от импортных поставок:

  • Создание собственного или совместного с другими странами терминала сжиженного газа на побережье Балтийского моря. Наиболее привлекательным с этой точки зрения является Литва (минимальное транспортное плечо) или Польша (наличие достаточной транспортной мощности)
  • Реставрация или создание нового нефтепровода Новополоцк-Клайпеда для поставок нефти из Литовских и Латышских портов на Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод. Наличие перемычки между нефтепроводами Унеча – Полоцк и Унеча – Мозырьпозволит обеспечивать такое Мозырский нефтеперерабатывающий завод на 50% от установленной мощности.

При разработке этих проектов нужно оценить заинтересованность в них со стороны Украины, так как они могут использоваться также для обеспечения нефте- и газоснабжения Украины.

Кроме того, существует ряд мероприятий, которые необходимо будет реализовывать при любой ситуации с нефте-и газоснабжением. Основным направлением в области как энергетической безопасности, так и экологического влияния будет развитие возобновляемых источников энергии, таких как использование энергии ветра и солнца. Однако сложности с поддержанием баланса мощности в энергосистеме Беларуси позволят увеличить потребление энергии от возобновляемых источников только в случае развития системы накопления энергии и замещения выработки на ТЭЦ, вероятно с переходом на использование тепловых насосов для сохранения теплоснабжения. Это вызовет необходимость модернизации городских кабельных электрических сетей.

Детальный отчет вы найдете  ЗДЕСЬ.  В нем более подробно описаны исходные данные, подходы в моделировании и промежуточные результаты расчетов.

Скачать .PDF (1,69 Mb)

The article is available in English Energy supply to Belarus in the event of a Russian shutdown

01.03.2023